Новости

Забытое столетие закрытия первой синагоги в Японии

8 января 2023, 15:00 Япония
Поделиться

Среди годовщин, имеющих историческое значение для евреев, столетняя годовщина закрытия первой синагоги в Японии — это годовщина, которая настолько забыта, что ее незнание простительно даже японским евреям, пишет в статье в «The Jerusalem Post» Лиана Грюнберг Вакабаяши.

Но сейчас, когда мы приближаемся к году, когда исполняется 100 лет с момента закрытия недолго процветавшей еврейской общины Нагасаки, ее кладбище все еще стоит и является доказательством того, как замечательно евреи выживали на протяжении всего времени — двигаясь вперед, когда дела идут плохо. Когда журналистка впервые услышала о еврейском кладбище в Нагасаки, она была глубоко погружена в еврейскую жизнь в Токио, где прожила 30 лет, тесно связанную как с хорошо зарекомендовавшим себя Еврейским общинным центром, основанным в 1951 году, так и с двумя «Бейт-Хабадами», которые открылись в 2000 году. Ее интерес пробудила книга Эдварда Критцлера «Еврейские пираты Карибского моря». Книга вызвала бурю эмоций, когда журналистка узнала из нее, что евреи-конверсо, бежавшие от испанской инквизиции, стали ключевыми игроками сначала в Португалии, а затем и в Голландии — от капитанов кораблей до купцов — посещая, если не обосновываясь, крупные порты по всему миру.

У Нагасаки уникальная внешняя история, не похожая ни на что другое в Японии. Он был открыт португальцами в 1543 году; примерно через 20 лет им разрешили торговать на искусственно созданном острове под названием Дэдзима. Разве не было бы здорово, если бы можно было доказать, что среди первых португальцев, высадившихся в Японии, были евреи? Кладбище иностранцев в Нагасаки было бы хорошим местом для начала. И во время недавней поездки в Японию в ноябре прошлого года она отправилась в Нагасаки, чтобы выяснить это.

Грюнберг Вакабаяши помогал в ее исследованиях хабадский раввин Биньомин Эдери из Токио. Сегодня по всей Японии разбросаны евреи со всех уголков земного шара, сотни их сосредоточены в каждом из крупных городов Токио, Киото и Кобе, где расположены процветающие «Бейт-Хабады». Эдери посетил еврейское кладбище Нагасаки, отдельную часть кладбища иностранцев в Нагасаки, и даже привез миньян, чтобы произнести кадиш. Часть кладбища иностранцев в Нагасаки встроена в сонный поселок скромных домов на склоне холма, выходящих окнами на гавань. Это зеленое еврейское кладбище отделено от нееврейских могил высокими стенами и арочным входом. Эдери рассказал, что там было около 30 надгробий с выгравированными еврейскими именами и датами захоронения в диапазоне от 1880 до 1920 года.

Не только Грюнберг Вакабаяши была удивлена, увидев эти надписи на иврите. У входа на еврейское кладбище стояли девятилетний Котаро Такеда и его отец Такаси — жители Нагасаки, приехавшие сюда из-за школьного задания Котаро — узнать о погребенных среди них евреях. Было утешительно, что это заброшенное кладбище имело значение для местных жителей. Совсем недавно в Нагасаки был построен впечатляющий ультрасовременный музей, посвященный его зарубежной истории, когда единственный контакт Японии с внешним миром – с середины 17 до середины 19 веков – осуществлялся через небольшую группу голландских торговцев и профессионалов, которым было разрешено жить на острове Дэдзима.

Гораздо больше известно об уникальной семье Гловеров, чей сад на склоне холма является главной туристической достопримечательностью Нагасаки. Ведущий специалист по истории Японии и израильско-японским отношениям профессор Мерон Медзини обнаружил, что среди самых зажиточных еврейских семей Японии был уроженец России 19 века Моррис Гинзбург, который бежал из царской России, чтобы избежать призыва в армию. Гинзбург помогал российскому правительству получить японский уголь для русского восточноазиатского флота, стоявшего на якоре у Нагасаки зимой, пока не разразилась русско-японская война 1904 года. Гинзбург был вынужден закрыть свой бизнес и покинуть город. Русские продолжали держать таверны и гостиницы рядом с гаванями, и их число, как говорят, увеличилось после большевистской революции 1917 года, хотя к этому времени влияние Нагасаки как ведущего порта пошло на убыль. Беженцы предпочитали селиться в Йокогаме или Кобе, где было больше экономических возможностей. Недавно богатая еврейская жизнь Нагасаки подробно исследовалась Брайаном Бёрк-Гаффни, давним жителем Нагасаки и автором книги «Иностранное поселение Нагасаки: люди, места и истории», написанной совместно с Лейном Р. Эрнсом.

Он обнаружил, что в период расцвета Нагасаки там проживало около 100 евреев. Помимо кладбища и первой в Японии синагоги «Бейт-Исраэль», в 1901 году была создана Еврейская благотворительная ассоциация, в 1902 году — Англо-еврейская ассоциация, а в 1907 и 1908 годах проводились костюмированные балы. «Нами двигало глубокое любопытство к соотечественникам с Запада, которые жили в Нагасаки в период когда там был иностранный сеттльмент и внесли различный вклад в местную культуру и промышленность. А также чувство ответственности за то, чтобы взяться за изучение историй, которыми японские ученые пренебрегли по разным причинам. (языковой барьер, трудности с доступом к источникам, равнодушие и т. д.)», — пишет Берк-Гаффни. «Мы изучили различные источники, в том числе консульские архивы, английские и японские газеты, связанные книги и диссертации, а также информацию от потомков. Международные кладбища представляют собой особенно привлекательную точку опоры, потому что они нетронуты».

Берк-Гаффни отмечает, что среди похороненных на еврейском кладбище в Нагасаки между 1880 и 1920 годами есть врач-еврей А.С. Ньюман, практиковавший в Нагасаки; и основатели синагоги Нагасаки Зигмунд и Софи Лесснер. После смерти Зигмунда в 1920 году и смерти его жены три года спустя в Нагасаки осталось так мало евреев, что некоторые бывшие жители Шанхая получили право распоряжаться синагогой «Бет Исраэль», выставив ее на аукцион. Есть как минимум две версии гибели здания. Либо оно использовалось как склад, пока его не снесли в 1960-х годах, либо было разрушено атомной бомбой 1945 года. Что касается каких-либо доказательств существования еврейских могил 1600-х годов, то их еще предстоит обнаружить и, возможно, их никогда не найдут. Эта история, тем не менее, экстраординарна, согласился Эдери, но предстоящая работа, по его словам, заключается в восстановлении кладбища.

Эдери со своей характерной шляпой «Борсалино», длинной бородой и длинным черным пальто уже 23 года живет в Японии. Он случайно узнал о вымершей еврейской общине Нагасаки. Вскоре после того, как он и его жена Эфрат прибыли в Токио, он стоял на углу улицы на одном из самых оживленных рынков Токио, окруженный аккуратными рядами сувенирных киосков, выстроившихся вдоль подхода к знаменитому буддийскому храму Асакуса Каннон, упомянутому в каждом путеводителе по Японии. Именно сюда приехал Эдери, чтобы найти — и до сих пор ищет — евреев для наложения тфилина. В 2001 году японец, г-н Сакамото, заметил раввина из своей машины. Сакамото остановился, открыл окно своей машины и спросил раввина, не нужно ли его подвезти. В Токио, известном своей прекрасной транспортной системой, где поезда останавливаются через каждые несколько кварталов, это действительно было странным и крайне ненужным предложением. Но Эдери сел в машину. «Внезапно Сакамото-сан показал мне журнал о евреях, который читал, — вспоминает Эдери. «Он сказал: «Давайте поговорим в холле соседнего отеля», которым он владел. «Пока мы сидели в его отеле, он спросил меня, что я делаю в Асакусе. Я сказал ему, что ищу дом в районе Асакуса в Токио. Я работал там, надевал тфилин на туристов – евреев от 10 до 20 раз в день. «Сакамото хотел кое-что рассказать мне. Его родители были родом из Нагасаки, и на принадлежащей им земле есть еврейское кладбище. Он сказал мне, что у него русская кровь. Я мог видеть, что его глаза были большими, не типично японскими». Вскоре после этого Эдери совершил 15-часовую поездку в Нагасаки, чтобы увидеть кладбище чужеземцев, где он обнаружил небольшой участок с несколькими дюжинами надгробий с надписями на иврите. «Конечно, я пошел в городское управление Нагасаки и узнал, что это правда — Гайдзин Боти, что означает «чужое кладбище» для евреев и неевреев, принадлежит семье Сакамото. Тогда я начал понимать, что это не шутка», — рассказал он.

Еврейский Нагасаки

Еврейская община Нагасаки возникла в результате исторического договора с командующим американской эскадрой коммодором Мэтью К. Перри в 1853 году. По словам профессора Медзини, это привело к тому, что пять японских портовых городов, включая Нагасаки и Иокогаму, были открыты для внешней торговли и иностранных поселений. Медзини — автор книги «Под сенью восходящего солнца», в которой рассказывается о повседневной жизни евреев в довоенной Японии. В 1964 году он был первым преподавателем современной истории Японии. «Евреи не были интегрированы в японское общество. Они остались изолированными. Они не вступали в брак. Они не говорили на этом языке», — заявил он в интервью у себя дома в Иерусалиме. «Они нажили состояние, торгуя с Россией. Большая часть управляла гостиницами и кабаками и имела дело с русскими моряками Тихоокеанского флота, который базировался во Владивостоке. Некоторых отправляли в Нагасаки».

Могли ли первыми высадившимися там португальцами быть конверсо (крипто-евреи), бежавшие от инквизиции? Чтобы ответить на этот вопрос, Медзини сослался на свою книгу, которая предлагает широкий обзор отношений с Японией с внешним миром с 1600-х годов до периода после Второй мировой войны. Он отметил двух конверсо, отправившихся в Японию в 16 веке. Мендес Пинто, торговец, прибыл в 1537 году, а затем приступил к написанию книги, которая в свое время стала основным источником знаний о Японии. А доктор Луис де Алмейда, предполагаемый конверсо (1525–1583), построил в Японии первую больницу европейского типа, а также написал мемуары. Хотя на обе книги позже ссылались, ни одна из них не быласинагога найдена. Нет и могил конверсо в Японии. По крайней мере, пока.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции