Новости

Сефардское наследие Измира постепенно восстанавливается

1 января 2023, 18:00 культура
Поделиться

В то время как еврейская община в Измире теперь является лишь тенью прежней, проект «Измирское еврейское наследие» стремится изменить эту реальность, сообщает «The Jerusalem Post».

Его возглавляет Несим Бенкойя, представляющий существующий Фонд еврейской общины Измира и еврейскую общину Измира в целом. Ярким и прекрасным осенним утром Бенкойя встретился с небольшой группой журналистов, писавших о еврейском наследии, и отвел их на верхний уровень гаража, который скоро будет снесен для развития городского планирования. Оттуда открывался обзор старого порта Измира и того, что осталось от еврейского квартала, а он с энтузиазмом описал журналистам свои планы. В рамках проекта «Измирское еврейское наследие» проводится монументальная реставрация и восстановление пяти из девяти сохранившихся синагог, возвращая зданиям их былую славу и объединяя их в один большой музейный комплекс. Тот факт, что они находятся так близко друг к другу, позволяет связать их, когда каждое из отреставрированных зданий станет выполнять разные функции как часть общего музея.

В синагогах «Эц Хаим», «Талмуд Тора» и «Сеньора» будут проходить культурные и художественные мероприятия и выставки, а «Бет Гилель» станет мемориальным домом раввина Хаима Палаччи. Синагога «Алгази Шалом» и «Бикур Холим» будут открыты для б-гослужений и празднования свадеб, бар-мицв и т. д., а синагога «Портекиз» будет функционировать как конференц-центр. Пять старых синагог находятся на разных стадиях реставрации. Восстановить их в исходном состоянии — непростая задача. Работая по старым рисункам, кусочкам уцелевших росписей и археологическим исследованиям, а также с помощью архитекторов и художников, реставраторы медленно возвращают здания к жизни. Помогает то, что все они имеют общие черты планировки, когда бима расположена в центре главного молитвенного зала.

Евреи поселились в Смирне (современный Измир) уже после разрушения Иерусалимского Храма в 555 г. до н.э., но только после изгнания испанцами сефардов в 1492 г. в этот город прибыло множество евреев, спасавшихся от обращения в христианство или смерти. Обнищавшие из-за конфискации их имущества и товаров, введенной в качестве условия побега от Святой инквизиции, общины обездоленных евреев-сефардов поселились вдоль береговой линии Смирны. Тюркские племена давным-давно основали поселения на возвышенности, известной как «Кадифекале», поэтому пришельцы поселились внизу, ближе к Эгейскому морю. При таком большом наплыве густонаселенный Еврейский квартал простирался до самого моря. За ними последовали другие группы меньшинств, и возникли армянский, греческий и, наконец, европейский (в основном, итальянский) кварталы.

Иберийские евреи постепенно восстановили нормальную жизнь и свои состояния и начали строить синагоги, напоминающие образ жизни, который они оставили позади. Для защиты они построили свои синагоги близко друг к другу в лабиринте переулков, по которым могла пройти только большая еврейская община, на пике своего развития, по оценкам, насчитывавшая около 30000 ортодоксальных сефардских евреев. К концу 18 века, когда еврейское население процветало, они начали переезжать из перенаселенных приморских районов в более зеленый и менее многолюдный горный район Каратас, а к 1860 году в этом престижном районе была построена последняя синагога, «Бет Исраэль». Каратас — это район, разделенный на два яруса; нижний, выходящий к узкой береговой линии, и верхний, на крутых холмах. «Бет Исраэль» была построена на нижнем ярусе, в то время как многие еврейские семьи жили на верхнем, что требовало сложного подъема. Первоначально для перехода с одного яруса на другой была установлена лестница из 155 ступеней.

Чтобы помочь общине, богатый филантроп по имени Несим Леви Байраклыоглу в 1907 году построил ультрасовременный лифт, который поднимал женщин, детей и пожилых людей из синагоги в их дома наверху. Несим Леви был скромным, неграмотным купцом, который накопил большое состояние в банковском деле и торговле. И хотел вернуть его общине, которая поддержала его в начале его карьеры. Он также пожертвовал один из своих особняков для превращения в еврейскую больницу «Каратас», и пустил доход, полученный от небольшой платы, взимаемой за проезд на лифте, для финансирования содержания больницы. Сегодня лифт является большой туристической достопримечательностью.

Миссия Бенкойи состоит в том, чтобы объединить три основные авраамические религии, иудеев, христиан и мусульман, через понимание обычаев друг друга и помочь понять, насколько мы все похожи. Его цель — начать диалог сначала в Измире, а затем и во всем мире. Музей станет мостом, соединяющим общину с населением в целом, и способом борьбы с антисемитизмом посредством образования и рассказов о похожести.

Проект получил финансовую поддержку Европейского Союза, властей Турции и иностранных фондов, а также поддержку общины. Хотя большинство еврейского населения составляли сефарды, после погромов в России в конце 19 века в Измир начали прибывать евреи-ашкеназы. Тем не менее все уцелевшие синагоги на улице Синагог имеют сефардское происхождение, и все они проводят б-гослужения на сочетании иврита и ладино. В музее будет представлена коллекция из примерно 2000 священных книг 16-го и 17-го веков и редкая коллекция парохет (завес для Священного ковчега), обложек Торы и переплетов, а также другие артефакты, сохранившиеся от общины. Когда работы над двумя оставшимися синагогами, «Хевра» и «Форастерос», будут завершены, что запланировано на июль 2023 года, комплекс будет функционировать как Центр посещения еврейского наследия Измира. В настоящее время он открыт как для местных жителей, так и для туристов и для художественных мероприятий, связанных с еврейской культурой, в том числе для фестиваля сефардской культуры, который проводился на Хануку.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции