Японский дипломат спас свекра этой виолончелистки от Шоа. Теперь она почтит его память в Карнеги-холле
В детстве я изо всех сил старалась уследить за многими этапами, которые прошли мои предки между отъездом из России и Польши в Америку, пишет журналистка «The Forward» Тани Левитт.
Однако я всегда знала, что одна из моих прабабушек бежала из Литвы через Японию из-за человека по имени Тиунэ Сугихара. Сугихара, японский дипломат, работавший в Литве, выписал от 2000 до 6000 виз, чтобы помочь евреям бежать из Европы. В 1984 году «Яд Вашем» удостоил его звания Праведника народов мира. А незадолго до того, как разразилась пандемия Covid-19, виртуозная виолончелистка Кристина Рэйко Купер задумала концерт в честь Сугихары.
Она тесно связана с историей Сугихары: ее свекор сбежал из Европы по визе Сугихары. Концерт в честь Сугихары, вечернее представление, посвященное новому произведению, написанному по заказу «Яд Вашем», Симфонии № 6 Леры Аурбах «Сосуды света», премьера которой состоялась в ноябре прошлого года в Литве. В перерывах между репетициями Рэйко Купер гуляла по городу Каунас, представляя себе, как получатели виз Сугихары бегают «от посольства к посольству, от консульства к консульству» в надежде найти спасителя. Теперь Рэйко Купер представляет «Концерт для Сугихары», который также включает в себя исполнение «Ангела-хранителя» Карен Танаки, в Карнеги-холл в Нью-Йорке 19 апреля.
В интервью «The Forward», отвечая на вопрос, что побудило ее заняться этой темой, Рэйко Купер отметила, что в современном мире тысячи и тысячи людей не существовали бы, если бы не Сугихара. «Первоначальным источником вдохновения для столь сильного желания заниматься этим является то, что в современном мире так много раздоров, травм и массового перемещения беженцев. Знать, что в 1940 году, среди хаоса, зла и шума, который творился, этот человек нашел эту мирную часть себя и смог действовать в соответствии с ней… прямо сейчас нам так трудно получить доступ к этой части себя, что мы знаем разницу между правильным и неправильным. Это несложно. Способность действовать в соответствии с этим может быть сопряжена с трудностями, но фактическое знание того, что правильно и что неправильно – это так просто», – заметила виолончелистка.
Рэйко Купер заявила, что во время концерта в Нью-Йорке ей будет невероятно важно знать, что, вероятно, в аудитории будет довольно много людей, которые обязаны своим существованием или на жизнь которых повлияли визы, которые выписал Сугихара. «Я только что была в Праге. И я пошла в синагогу Пинкаса, и на каждой стене крошечными буквами написаны имена жертв Холокоста. Я была уверена, что это 6 миллионов. Оказывается, это были только те, которые погибли в районе Чехии. Это так ошеломляет. Но, рассказывая об одном человеке, который так сильно изменил ситуацию, вы можете каким-то образом соотносить себя с этим человеком», – заметила она.
Говоря о самых эмоциональных частях «Сосудов света» музыкант рассказала, что есть очень, очень страшная часть работы, с быстрой и громкой музыкой и хором, поющим на идиш «огонь, огонь горит, люди горят, люди гибнут». «А потом все это на минуту исчезает. Есть сольный певец, который поет от имени ребенка и спрашивает свою мать: «Мама, мама, что происходит? Где ты, мама?» Я отвечаю тем же, как утешительный голос, отвечающий ребенку. Я не единственная, кто говорит это: виолончель — самый близкий инструмент к человеческому голосу. Есть что-то очень человеческое в звуке виолончели. Как мать троих детей, я должна сказать, что это убивает меня. Меня просто убивает мысль, что этот ребенок наверняка умрет. Все, что вы можете сделать, это быть голосом матери», – заявила она.
Рэйко Купер отметила, что не рассказывала своим детям об этой части «Концерта для Сугихары», иначе им вечно будут сниться кошмары. «Я новообращенная, и когда я впервые узнала о Холокосте, я была так глубоко и ужасно поражена. Три года подряд я каждую ночь плакала от ужаса. Я помню, как подумала: «Если бы я родилась еврейкой, как бы я смогла с этим жить?» Но мой 7-летний сын уже немного знает об этом. Мой 10-летний сын все знает об этом», – заявила она. Говоря о том, как она описывает проект людям, Рэйко Купер подчеркнула, что это счастливая история. «Вы никогда не станете говорить о Холокосте с улыбкой на вашем лице, но, в конце концов, это история о чуде жизни и о том, как мы живем. Если и можно описать поступок Сугихары одним словом, то это сострадание. Я хотела бы, чтобы люди осознали силу сострадания и сохранили его живым в наших сердцах, душах и умах», – заключила она.