Взгляд голанских друзов на еврейское государство изменился после падения режима Асада
Падение режима Башара Асада в Сирии открывает двери для общины друзов на израильских Голанских высотах, рассказал JNS 8 января духовный лидер общины друзов в Израиле шейх Мовафак Тариф, пишет журналист JNS Эндрю Бернард.
Выступая на арабском языке через переводчика на мероприятии Института Хадсона в Вашингтоне, Тариф заявил, что страх перед Асадами ограничил возможности друзов в их четырех деревнях на Голанах. По словам Тарифа, при новом сирийском лидере Абу Мухаммеде аль-Джулани появилась возможность для взаимодействия.
«Мы не можем забывать, что предыдущий режим был беспощадным», — заметил он. «Когда в 1973 году началась война, первым, по кому они нанесли удар, были друзы. Еще до того, как они нанесли удар по армии».
Израиль занял Голанские высоты в июне 1967 года, а вместе с ними и четыре преимущественно друзские деревни, которые поддерживают тесные отношения с друзской общиной через границу в Сирии. В отличие от друзских общин, которые стали частью Израиля в 1948 году и интегрированы в израильское общество как граждане и часто как добровольцы – солдаты, большинство друзов на Голанских высотах, в таких деревнях, как Мадждаль-Шамс, отказались от израильского гражданства.
Ракета «Хезболлы», запущенная из Ливана в июле и упавшая в Мадждаль-Шамс, которая поразила футбольное поле и убила 12 детей – друзов, в сочетании с падением режима Асада в декабре, подняла вопрос о том, могут ли друзы на Голанах быть открытыми для новых отношений с еврейским государством.
«Жители Мадждаль-Шамса боялись нормализоваться или стать гражданами Израиля из-за режима Асада», — подчеркнул Тариф. «Теперь ситуация иная».
«Барьеры разрушены. Больше никаких барьеров нет», — заявил он. «С некоторыми из них я раньше общался тайно. Теперь они разговаривают со мной публично».
«Они говорят: «Когда вы приедете в гости?» и «Когда мы поедем в гости?» Вы этого раньше не слышали», — добавил Тариф. «У Джулани есть золотая возможность показать миру, что он способен на перемены».
Положение меньшинств, включая друзов, христиан и алавитов, в Сирии является одним из самых острых вопросов после падения Асада. Около 700000 сирийских друзов, большинство из которых проживает в юго-восточной провинции Эс-Сувейда, где они составляют большинство населения, или вокруг столицы Дамаска, составляют около 3% населения страны.
Они долгое время подвергались притеснениям как этнорелигиозное меньшинство, которое обычно описывается как отдельная авраамическая религия, отдельная от ислама. В последние годы они подвергались преследованиям — от принудительного обращения до массовых убийств — со стороны суннитских исламистских группировок.
В 2018 году ИГИЛ (запрещено в РФ) осуществило ряд терактов с участием смертников и других атак в Эс-Сувейде, в результате которых погибло более 250 друзов, а террористическая группировка похитила более 30 женщин и детей друзов.
В 2015 году члены Фронта «Нусра» (запрещен в РФ), который был отделением «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) в Сирии и предшественником группировки Джулани «Хайят Тахрир аш-Шам» (признана в РФ террористической организацией), застрелили 20 друзов в северо-западной провинции Идлиб, обвинив их в неверии.
Чиновники нового правительства заявили, что они «гарантируют» религиозные права всех сирийцев, но многие из них по-прежнему настроены скептически.
Тариф рассказал JNS, что после падения Асада друзы Сирии хотят общества, которое уважает права меньшинств и свободно от религиозного принуждения.
«Ислам — это другое. Например, для нас, друзов, мы не допускаем многоженство, но Джулани призывает к нему», — заявил Тариф. «Они ходят и говорят людям носить платки, но не все религиозны. У меня есть еще два брата. Один брат не религиозен».
«Главное, что практикуют друзы, — это то, что ничего не делается силой», — добавил он. «Вы никого не принуждаете к вере или обрядам».