Выжившая в Аушвице становится символом напряженности в Италии
89-летняя выжившая в Аушвице, которая является пожизненным сенатором в Италии, невольно спровоцировала одну из самых интенсивных конфронтаций в стране по поводу антисемитизма со времени окончания фашистской диктатуры во время Второй Мировой войны. После обнаружения того, что ей отправляют по 200 антисемитских сообщений в день в социальных сетях, Лилиана Сегре призвала создать парламентскую комиссию по борьбе с ненавистью, расизмом и антисемитизмом. Парламент одобрил ее ходатайство – но без голосов от правых партий Италии.
Евроскептическая партия «Лига» Маттео Сальвини, правоцентристская «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони и крайне правые «Итальянские братья» Джорджи Мелони воздержались, что бросило вызов определенному социальному консенсусу, который отмечал итальянскую послевоенную политику. Голосование на прошлой неделе, а также расистские лозунги на футбольном стадионе сфокусировали внимание на том, что, по словам наблюдателей, является растущей проблемой антисемитских и расистских настроений в Италии, а также на роли политиков в их разрешении. Мелони сказала, что воздержалась, потому что комиссия не рассматривала роль исламского экстремизма в антисемитизме. Сальвини сказал, что он обеспокоен, что комисия введет ограничения на свободу выражения мнений и что «левые будут выдавать за расизм то, что для нас является убеждением или правом сказать: «Итальянцы прежде всего!»». Аналогичным образом «Вперед, Италия!» назвала комиссию попыткой «политической цензуры».
Риккардо Пасифики, бывший лидер римской еврейской общины и член Римского Фонда Шоа, сказал, что причины, приведенные для отказа от голосования, могут быть приняты за чистую монету. «Но если мы обнаружим, что настоящая причина, по которой они не голосовали, была в том, что они боялись потерять поддержку крайне правых, я считаю, что у евреев могут возникнуть проблемы в Италии», – сказал Пасифики.
Центр современной еврейской документации миланской Обсерватории антиеврейских предрассудков, обнаруживший в социальных сетях ненавистнические послания, направленные Сегре, заявил о том, что число антисемитских инцидентов в Италии растет, особенно в Интернете. По состоянию на конец сентября в этом году Обсерватории было сообщено о 190 антисемитских инцидентах, 120 из которых было отмечено в социальных сетях. Это больше, чем 153 антисемитских инцидента за весь 2018 год и 91 за 2017 год. Примеры подобных инцидентов – клевета, прямые оскорбления или преуменьшение опасности нацизма, с редкими случаями угроз или агрессии, к таким случаям относятится нападение на еврейку, которую ударили в этом году в северной провинции Кунео, и профессора-еврея, которого оплевали в Риме.
Исследователь Стефано Гатти сказал, что жертвами часто становятся известные евреи. «Это исходит не только от экстремистов», – сказал Гатти о нападениях на Сегре. «Это очень тревожно». Тем не менее, Гатти сказал, что «антисемитизм в Италии не является социальной чрезвычайной ситуацией. Антисемитские инциденты в основном не являются насильственными», по сравнению с Германией и Францией, где есть гораздо более крупные еврейские общины. Еврейская община Италии насчитывает около 30000 человек, что достаточно скромно по сравнению с полумиллионом во Франции, крупнейшей еврейской общиной в Европе, и 200000 в Германии.
Рост антисемитизма сопровождался атмосферой нетерпимости по отношению к мигрантам, прибывающим из Ливии, которая проявилась во время пребывания Сальвини на посту министра внутренних дел, о чем свидетельствует отказ разрешать гуманитарным спасательным кораблям высадку своих пассажиров в Италию. В СМИ также попадают сообщения о расизме, такие как крики, имитирующие обезьяньи, в адрес Марио Балотелли во время футбольного матча Высшей Лиги 3 ноября. Балотелли, чернокожий, был явно расстроен и угрожал покинуть поле, но Сальвини сказал газете «Corriere della Sera» как футбольный болельщик, что «шумиха вокруг инцидента преувеличена».
Глава крупнейшей еврейской общины Италии в Риме Рут Дурегелло заявила, что голосование по комиссии наряду с «проявлением антисемитизма, расизма, дискриминации и ненависти является сигналом об изменении климата». «Правые политики сделали выбор, который я считаю ошибочным и опасным. Прежде всего, им следовало бы уделить более пристальное внимание истории человека, предложившего создать комиссию», – сказала Дурегелло по телефону из Польши, где она была в Аушвице со студентами.
Сегре было 13 лет, когда ее отправили в Аушвиц, где убили ее отца и бабушку с дедушкой по отцовской линии. Последние несколько десятилетий она рассказывает молодым людям о своем опыте во время Холокоста. 5 ноября она была с таким визитом в Милане, когда ее спросили, ответит ли она на заявление Сальвини, который после спора о комиссии сказал, что хотел бы встретиться с ней. «Конечно, я встречусь, а почему бы и нет?»