Выставка в музее Холокоста в Лос-Анджелесе посвящена беженцам-евреям, оказавшимся в Шанхае
Когда нацисты аннексировали Австрию в 1938 году, бабушка и дедушка Джорджа Кольбера, венские евреи Йозеф и Ева Кольбер, знали, что им нужно покинуть Европу, пишет журналист «Jewish Journal» Райан Торок.
Однако то, куда они поехали, было немного необычным. Они уехали из Австрии в Шанхай. Бабушка Кольбера выбрала наземный маршрут по Транссибирской магистрали, а его дед путешествовал по морю. Предрасположенность Евы к морской болезни, вероятно, была причиной того, что она решила преодолеть большое расстояние по суше, рассказал Кольбер во время лекции 22 апреля в Музее Холокоста в Лос-Анджелесе. Кольбер выступил в музее перед открытием новой выставки «Скрытая история: рассказ о шанхайской еврейской истории».
Путешествие Кольберов — одна из пяти семейных историй, представленных на выставке, которая открылась 24 апреля и продлится до середины августа. Выставка рассказывает о более чем 20000 евреев, бежавших из Европы в Шанхай в период с 1933 по 1941 год, и уделяет особое внимание историям семей Медавой, Майманн, Кольбер, Фридман и Миллетт. На выставке представлены семейные артефакты, в том числе открытки из концентрационных лагерей, ктуба, написанная на китайском языке, и талит, на котором вышиты магендовид и венок из цветов сливы, символизирующий стойкость и настойчивость в китайской культуре. Также представлена синяя кипа, предоставленная Культурным центром «Skirball» (китайцы верят, что синий цвет символизирует прогресс и бессмертие), а также фотографии шанхайской еврейской общины, сделанные знаменитым фотожурналистом Артуром Ротштейном.
В 1946 году Управление ООН по оказанию помощи и реабилитации поручило Ротштейну документировать жизнь перемещенных лиц, переживших Холокост, в гетто Хункью в Шанхае. Первоначально выставка должна была открыться в 2020 году, но эпидемия Covid-19 вынудила отложить ее. В конечном счете, время открытия выставки было выбрано удачно, потому что история о спасающихся беженцах – евреях оказалась особенно актуальна на фоне текущих событий на Украине, заявила вице-президент по образованию и выставкам Музея Холокоста в Лос-Анджелесе Джордана Гесслер.
В 1930-е годы Шанхай неожиданно стал убежищем для немецких и австрийских евреев, поскольку до 1939 года для въезда в Шанхай не требовалась виза. Когда японцы оккупировали Шанхай в 1941 году, они загнали евреев в район Хункью, который стал известен как «Шанхайское гетто». Тем не менее, хотя жизнь евреев в Шанхае была тяжелой, те евреи, которые бежали в Шанхай, жили лучше, чем те, кто остался в Европе, заметил Кольбер. Фактически, большинство евреев в Шанхае пережили Холокост. В то время как еврейское население Шанхая достигло пика около 20000 человек, сегодня в Шанхае осталось около 2000 евреев. Евреи, бежавшие из Европы в Китай во время Холокоста, были не первыми евреями в Шанхае. До Холокоста в Шанхае уже проживало небольшое еврейское население, в том числе 1000 евреев – сефардов, прибывших из Ирака в середине 1800-х годов, а также несколько тысяч евреев – ашкеназов, бежавших от погромов в России.
Семья Майкла Медавоя была среди тех, кто жил в Шанхае перед войной. Медавой родился в Шанхае в 1941 году и впоследствии стал успешным голливудским кинопродюсером. Он принял участие в заседании 24 апреля, посвященном открытию выставки, вместе с конгрессменами Адамом Шиффом и Тедом Лью. 22 апреля в музее состоялся показ выставки для членов совета музея и членов семей, чьи экспонаты были там представлены. Присутствовали 82-летняя Моника Уайт и ее сестра-близнец Гитта Моррис. Дети, пережившие Холокост, их родители бежали в Китай из Германии в 1938 году, отправившись в Шанхай на корабле из Берлина. Семья жила в Хункью, деля однокомнатную квартиру с четырьмя семьями.
«Мы помним, что были голодны», — рассказала Уайт. «Мы помним, как нам было страшно». Сестры – близнецы оставались в китайском городе до восьми лет, а затем приехали с отцом в Соединенные Штаты с помощью Американского еврейского объединенного распределительного комитета. Семья поселилась в Миннеаполисе, где была школа для девочек, работа для отца и дом для семьи. Близнецам было приятно увидеть истории о шанхайских беженцах – евреях, рассказанных на выставке, хотя бы по той причине, что люди обычно не знают о бегстве евреев в Шанхай во время войны. «Большинство историй о Холокосте связаны с Европой и концлагерями», — заметила Уайт. «У нас было немного по-другому».