Выставка современного искусства в Германии, где доминировал антисемитизм, была «вдохновляющей», заявил его недавно назначенный директор
Недавно назначенный директор немецкой выставки современного искусства «Documenta» охарактеризовал выставку 2022 года, которую потрясла серия антисемитских скандалов, как «вдохновляющую» в комментариях, которые, вероятно, вызовут беспокойство в немецкой еврейской общине и среди политиков, добивающихся большего контроля над содержанием выставки, пишет журналист «The Algemeiner» Бен Коэн.
В обширном интервью газете «Neue Osnabrücker Zeitung» (NOZ) 31 января Андреас Хоффманн — известный куратор и ученый, который займет свой новый пост в мае, – выступил в защиту прошлогодней выставки «Documenta», финансируемой из федерального бюджета, на которой был представлен ряд откровенно антисемитских работ. «Меня, как арт-менеджера, поразила эта «Documenta»», — заметил Хоффманн. Он добавил, что был «очарован» «дальновидным взглядом выставки на такие темы, как коллективность, солидарность и участие, а также устойчивость». Хоффманн утверждал, что кураторы фестиваля — индонезийский коллектив «ruangrupa» — «вдохновляли» тем, что знакомили зрителей с «дискуссиями о новых формах коллективного лидерства в культурных учреждениях», утверждая, что выставка 2022 года была «сильной движущей силой» в этом отношении.
Однако в вопросе об антисемитских экспонатах на выставке Хоффманн был заметно более осмотрителен, не осудив их прямо, но заверив, что на следующей выставке в 2027 году будет достигнуто соглашение «о стандартах в отношении свободы творчества и его ограничения в отношении любой групповой формы нетерпимости, такой как антисемитизм, расизм и антициганизм».
На вопрос о враждебной реакции «ruangrupa» на заявления об антисемитизме, прозвучавшие на протяжении всего фестиваля, Хоффманн ответил сочувственно, подчеркнув, что «контекстуализация является центральным компонентом понимания, особенно при работе с проблемными произведениями». Призыв к «контекстуализации» вполне может разозлить немецких евреев, политиков и посетителей фестивалей, которые сталкивались с грубо антисемитскими изображениями на протяжении всей выставки 2022 года, которая проходит в городе Кассель каждые пять лет и длится с июня по сентябрь. В ходе подготовки к выставке в январе 2022 года были высказаны первоначальные опасения по поводу участия художников, поддерживающие кампанию по изоляции Государства Израиль путем всеобщего бойкота, в том числе «ruangrupa».
Вскоре после открытия фестиваля в июне разразился еще один скандал, связанный с муралью под названием «Народная справедливость», которая содержала уродливые антисемитские стереотипы, в том числе изображение израильского солдата в виде свиньи в каске с надписью «Моссад» и карикатура на ортодоксального еврея с крючковатым носом и в традиционной шляпе с буквами «СС». Хотя она была снята с выставки, канцлер Германии Олаф Шольц отменил посещение выставки в знак протеста против содержащихся на ней «отвратительных» произведений. Ближе к концу выставки «ruangrupa» выступила с демонстративной защитой «Tokyo Reels» — видеоинсталляции, документирующей солидарность японских левых с палестинским делом и содержащей антисемитские оскорбления.
«В контексте «Documenta» и специфики немецкого контекста мы видим, что преследование палестинских художников — это точка, в которой встречаются наши антиколониальные движения, и они стали главной точкой атаки», — заявила «ruangrupa». Скандалы привели к отставке директора фестиваля Сабины Шорманн в июле и изгнанию ее временного преемника Александра Фаренхольца в следующем месяце. Несколько ведущих немецких чиновников, в том числе федеральный уполномоченный страны по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн, впоследствии призвали к более жесткому контролю над фестивалем, который получает федеральные средства. На вопрос о контроле правительства над выставкой Хоффманн ответил уклончиво. «Главный вопрос здесь заключается в том, как федеральное правительство будет участвовать в «Documenta» в будущем или какой вклад оно внесет в уже существующие структуры», — заявил он.