Выставка о еврейском арт-дилере в Дюссельдорфе все же состоится
После интенсивной критики мэр Дюссельдорфа пересмотрел свое принятое в последнюю минуту решение отменить выставку в городском Stadtmuseum, которая рассказывает о Максе Стерне, еврее-владельце галереи, который бежал из нацистской Германии в 1938 году. Выставка, которая первоначально должна была быть открыта в феврале, теперь будет проходить в более «полной и переработанной форме» позднее, говорится в заявлении администрации города. Выставка, организованная Stadtmuseum совместно с музеями-партнерами в Канаде и Израиле, она призвана почтить память и наследие Стерна, который обосновался в Монреале, где вновь работал в успешной художественной галерее.
Мэр Дюссельдорфа Томас Гайзель неожиданно отказался от проведения выставки в ноябре, сославшись на «текущие требования к информации и реституции к немецким музеям в связи с Галереей Макса Стерна». Его решение вызвало резкую критику со стороны еврейской общины в Дюссельдорфе, Всемирного еврейского конгресса, музеев-партнеров в Израиле и Канаде и правительства Германии. Рональд Лаудер, президент Всемирного еврейского конгресса, написал Гайзелю письмо с просьбой пересмотреть то, что он назвал «вызвавшим недоумение шагом с абсурдным обоснованием».
Выставка будет проходить в Stadtmuseum, при участии дополнительного, еще не назначенного куратора и «научного консультативного совета», – сообщает администрация. Гайзель сказал по телефону, что новая дата – октябрь 2018 года. Город также планирует провести международный симпозиум по Стерну, чтобы «предложить форум для исследований по этому вопросу и обсудить возможные формы его передачи и документирования». «Я никогда не собирался заметать жизнь и карьеру Макса Стерна под ковер», – сказал Гайзель. Но, по его словам, жизнь и наследие Стерна являются подходящим средством для более тщательного изучения того, как применяются международные принципы реституции нацистского искусства в Германии.
Первоначальный график выставки «Макс Стерн – из Дюссельдорфа в Монреаль» предполагал показ выставки в Хайфе в сентябре и в Музее МакКорда в Монреале в 2019 году. Два члена команды кураторов из Канады, Кэтрин Маккензи, профессор истории искусства из Монреаля, и Филипп Домбовски, глава архива Стерна в Национальной галерее Канады, отказались комментировать перемену настроения мэра, пока не появится больше информации.
Михаэль Шентай-Хайзе, глава еврейской общины Дюссельдорфа, сказал по телефону, что город попросил его организацию принять участие в новом консультативном совете. «Это окончательно, – сказал Шентай-Хайзе. – Они не могут отменить это снова. Пока выставка о жизни Стерна и его судьбе может иметь место, все в порядке».
В 1934 году, через год после захвата власти нацистами, Стерн начал заведовать художественной галереей своего отца в Дюссельдорфе. Ему запретили заниматься своей профессией в 1935 году, и ему было приказано ликвидировать свою галерею и продать свои экспонаты на аукционе 1937 года в Кельне. В следующем году он бежал в Лондон, а затем поселился в Монреале, где стал владельцем «Галереи Доминион». Он умер в 1987 году, оставив большую часть своего имущества трем университетам – Конкордия и Макгилл в Монреале и Еврейскому университету в Иерусалиме. В 2002 году университеты запустили проект по реституции искусства Макса Стерна для восстановления утраченного. Проект ищет около 400 работ; до сих пор он нашел 16.
Проблемы Томама Гайзеля, похоже, были сосредоточены на списке работ, которые проект пытается восстановить, что должно было быть отражено на выставке. В списке была картина Вильгельма фон Шадова «Дети художника», которая когда-то висела в мэрии и осталась в коллекции города. Проект реституции востребовал картину, но город отвергает иск. Гайзель утверждал, что выставка в Stadtmuseum не могла устранить сложности, связанные с претензиями на реституцию, например, оценить была ли картина украдена или продана в принудительном порядке и была ли адекватной компенсация после Второй мировой войны за потерянное искусство. Но Шентай-Хайзе сказал, что открытые вопросы об реституции произведения искусства никак не должны препятствовать проведению выставки.