Новости

Выставка Мемориала Шоа в преддверии Олимпийских игр в Париже подчеркивает, что игры являются «зеркалом общества»

29 марта, 18:00 Франция
Поделиться

Олимпийские игры — это не просто спортивное соревнование, это также мощная политическая сцена, широко используемая в прошлом тоталитарными режимами в качестве пропагандистского инструмента, а также спортсменами как движущая сила перемен в борьбе с расовым неравенством, пишет журналистка «Associated Press» Сильвия Корбе.

Перед летними Олимпийскими играми в Париже выставка во французской столице показывает, что игры были «зеркалом общества» с начала 20-го века.

Историк Поль Дитши, один из кураторов, сообщил «Associated Press» 27 марта, что эта выставка пытается показать… взаимосвязь между идеологией, властью и Олимпийскими играми.

На выставке Мемориала Шоа в центре Парижа представлены фотографии, документы и олимпийские предметы, а также киноархивы прошлого века. По словам организаторов, она продлится до середины ноября.

В частности, там освещаются Олимпийские игры 1936 года в Берлине, которые нацистская Германия использовала в пропагандистских целях. Олимпийские игры 1968 года в Мексике, где чернокожие спринтеры Томми Смит и Джон Карлос подняли кулаки вверх в знак протеста против расовой несправедливости в США, и Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене, ставшие ареной жестокого нападения, в ходе которого палестинские террористы убили 11 членов израильской делегации.

Дитши рассказал, что выставка стремилась показать историческое и политическое значение Олимпийских игр «через жизнь таких больших звезд или чемпионов, как Альфред Накаше, который был евреем из Алжира, участвовавшим в соревнованиях по плаванию. И который был депортирован в Аушвиц» во время Холокоста. Накаше был членом сборной Франции в Берлине в 1936 году и на первых послевоенных летних Олимпийских играх в Лондоне в 1948 году, пережив Холокост.

На выставке также рассказывается история спортсменов, воплощающих олимпийские ценности, таких как Джесси Оуэнс, чернокожий спортсмен из США, выигравший четыре олимпийские золотые медали в Берлине.

Историк Каролина Франсуа, один из кураторов, подчеркнула, что «Игры 1936 года символичны для истории Джесси Оуэнса, потому что он одновременно выдающийся чемпион, оставивший свой след в истории спорта… но также и благодаря своей личности, своей карьере, своим близким связям с чемпионом Германии Луцем Лонгом».

«Оуэнс олицетворяет эту борьбу против Гитлера и нацистской идеологии… Но он сам стал жертвой расизма и сегрегации в Соединенных Штатах», — заявила она.

На выставке также рассматривается вопрос о том, как олимпийские стадионы были превращены в лагеря для интернированных во время Второй мировой войны. После вторжения нацистов во Францию в 1940 году страной управляло правительство, широко известное как режим Виши, которое сотрудничало с нацистской Германией.

На стендах представлены фотографии стадиона Вель д’Ив под Парижем, куда 16-17 июля 1942 года французская полиция согнала около 13 000 евреев, а затем депортировала их в Аушвиц. Стадион использовался для соревнований по боксу, борьбе и тяжелой атлетике во время Олимпийских игр 1924 года в Париже.

Ожидается, что международная политика снова будет в повестке дня Парижской Олимпиады в этом году.

На фоне войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС в секторе Газа президент МОК Томас Бах недавно заявил, что Израилю не грозит никакая угроза его олимпийскому статусу, и добавил: «После отвратительного нападения на израильскую сборную (во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году) к израильским спортсменам всегда принимаются особые меры безопасности».

По словам Дитши, в последнее время тоталитарные и демократические державы конкурируют, в том числе посредством спорта.

«Поэтому Олимпийские игры в Париже — это огромный момент, потому что мы увидим, будут ли соблюдаться мирные ценности», — сказал он. «Посмотрим, сможет ли спорт стать способом распространения универсальных демократических ценностей».

«Контекст (сейчас) становится более напряженным, поскольку в мире распространяется война. Возможно, (Парижские) Игры станут моментом мира», — с надеждой заметил Дитши.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции