Высокотехнологичное изучение древнего камня помогает найти упоминание о династии Давида в спорной надписи
С начала 1990-х годов ученые указывают на едва читаемый текст на почти 3000-летнем камне, как, возможно, первое внебиблейское историческое доказательство монархии Давида. Его прочтение, основанное на десятилетиях научных догадок, отличается тем, что в моавитянской письменности достоверным может быть как это прочтение, так и полностью противоположное.
Статья, опубликованная 2 мая, снова рассматривает крошечную надпись, а также ее примитивные копии, предлагая противоположные взгляды на то, о чем, возможно, повествует Стела Меши 9-го века. В статье, опубликованной в журнале Института археологии Тель-Авивского университета 2 мая, трио ученых отвергает давнюю гипотезу о том, что строка 31 стелы говорит о «Бейт-Давиде», «доме Давида», т. е. библейской династии Давида. Другой исследователь, используя комбинацию высокотехнологичных методов визуализации, поддерживает прочтение этой строки как «Бейт-Давид» в статье, готовящейся к публикации в журнале Collège de France Semitica. Хотя битва за несколько древних букв в моавитском алфавите может показаться чисто академической, это всего лишь одна из нескольких драм, связанных с этим древним памятником с повествованием о сражениях и военных трофеях.
Сегодня Стела Меши находится в Лувре. Еще в 1868 году базальтовый блок был представлен западному миру почти как в Голливуде. Найденный бедуинами в руинах библейского Дивона, на территории современной Иордании, он первоначально был предложен французскому миссионеру Ф. А. Кляйну. Понимая его ценность, он согласился заплатить солидную сумму, но позже его предложение перебил конкурирующий коллекционер. Через некоторое время разъяренные бедуины разбили на куски стелу высотой 1,15 метра и шириной 60-68 сантиметров. Осколки были распределены между их соплеменниками, и многие из них еще предстоит восстановить. Большинство осколков было куплено некоторыми археологическими светилами того периода — французом Шарлем Клермон-Ганно и британским капитаном Чарльзомм Уорреном.
Но Шалтай-Болтай точно не мог быть снова собран вместе; в руках у ученых было около 700 из примерно 1000 моавитских букв. Удивительно, но до того, как его разбили, эмиссар Клермон-Ганно по имени Якуб Каравака видел целую стелу, лежащую на обломках Дибана (библейского Дивона), и сделал «эстампаж», или бумажную копию памятника. Чтобы сделать эстампаж, исследователь намочил бумагу и вдавил ее во все расщелины на камне. Но даже когда бумага все еще была влажной, среди бедуинов разгорелась ожесточенная драка: коллега Каравака шейх Джамиль схватил высохший эстампаж с камня — разорвав его на семь частей – и уехал верхом, согласно статье в Biblical Archaeology Review 1994 года». «Этот эстампаж остался единственным свидетельством существования надписи в ее первоначальном состоянии», – писал ученый Андре Лемэр в статье.
Ставка на «Бейт»
Из-за износа камня и отсутствия кусков только несколько моавитских букв могут быть прочитаны достаточно ясно и могут быть истолкованы как – «бейт», потом идет разрыв, а затем «вав» и «далет». В 1992 году Лемэр, французский филолог и эпиграфист, опираясь на десятилетия толкований таинственной строки 31, предложил свое прочтение: «Бейт-Давид» или Дом Давида. В Библии преобладает сложная синтаксическая структура «Бейт-Давид». Там так же есть и другие примеры династий названых в честь царей, такие как «Бейт-Омри». Но даже если все буквы складываются в Бейт-Давид, значение этого слова может варьироваться от названия места — вроде Бейт-Эля — или собственного имени. Точно так же есть мнение, что «Давид» может быть титулом, означающим «Возлюбленный», или даже именем древнего, малоизвестного бога, рассказал The Times of Israel эпиграфист и историк Майкла Ланглуа.
Сразу после предложения Лемэра появилась удачная находка: вторая надпись, почти в точности повторяющая написание его гипотетического «Дома Давида», на камне того же периода, найденном в Тель-Дане. Но это прочтение Стелы Меши все еще основывается на предположении, что пропущенные буквы заполнят оставшуюся часть слова, чтобы обозначить «Дом Давида». Однако теперь, основываясь на новых интерпретациях изображений бумажного эстампажа с высоким разрешением, два профессора Тель-Авивского университета — археолог Исраэль Финкельштейн и историк Надав Неэман – и библеист Коллеж де Франс Томас Рёмер предполагают, что гипотеза о династии Давида должна быть отклонена.
В статье «Восстановление строки 31 в стеле Меши: «Дом Давида» или библейский Балак?» ученые описывает важную «вертикальную черту», которая, по мнению авторов, «отмечает границу между двумя предложениями». «В большинстве случаев за этим следует слово, начинающееся с «вав», как здесь. Эту черту можно увидеть на эстампаже, а верхняя его часть также может быть обнаружена в небольшой оригинальной части стелы, которая была вставлена в гипсовую реставрацию стелы; это, в свою очередь, может объяснить полное восстановление разделительной линии на отреставрированном участке», – пишут авторы.
Ученые говорят, что эта черта стоит вместо пропущенных букв, как считалось обозначающих конец слова «Бейт» и начало слова «Давид», а буква «вав», ранее считавшаяся средней буквой слова «Давид», на самом деле является началом нового слова. Это означает, что «Бет» является не началом слова «Бейт», а первой буквой имени. При интерпретации нового варианта прочтения известные ученые (ни один из которых не является опытным эпиграфистом) осторожно предлагают, чтобы, возможно, там было написано имя библейского царя моавитян Балака. В Библии Балак предшествует Давиду на сотни лет. В одном из странных эпизодов, записанных в Торе, Валак пытается заставить пророка Валаама проклясть бродивших тогда вблизи его земель евреев. Вместо этого, благодаря своей говорящей ослице Валаам благословляет евреев знаменитой эпитафией: «Как хороши шатры твои, о Яаков».
Новое изображение, старое прочтение
Не все ученые убеждены в правильности теории о Балаке. Как сказал LiveScience Рональд Хендель, профессор библеистики и иудаики в Калифорнийском университете в Беркли: «Мы можем прочитать одну букву «бет», которая, как они предполагают, может быть началом имени Балак, хотя следующие буквы отсутствуют … Это всего лишь предположение. Это может быть Бильбо или Барак, насколько нам известно». На этой неделе с «The Times of Israel» связался, и Ланглуа, который так же отверг гипотезу о Балаке. Он сказал, что был озадачен, поскольку «на изображениях нет такого разделителя, в том числе на изображении, которое они использовали». Скорее, разрыв строки идет ниже него на следующей строке 32.
Ланглуа потратил годы, изучая эти строки текста, и вскоре опубликует новаторскую статью, в которой используются высокотехнологичные изображения, чтобы подтвердить, что именно слова «Дом Давида» являются наиболее вероятным прочтением рассматриваемой строки. Ланглуа, учившийся в Сорбонне, сказал, что есть много способов, с помощью которых можно прочитать слабые буквы, но их интерпретация как «дом Давида» определенно не может быть исключена — совсем наоборот. Точно так же, в отношении заявления других исследователей о том, что недостаточно места для написания слов «дом Давида», Ланглуа сказал: «пространство просто идеально — не больше и не меньше». Имея опыт работы в области точных наук, включая математику, информатику, физику и химию, несколько лет назад Ланглуа решил заняться долгосрочным проектом, в котором он будет использовать компьютерные алгоритмы для выполнения полиномиального отражения текстур (PTM) стелы. В результате получилось бы намного более детальное трехмерное изображение.
В 2015 году Ланглуа и группа ученых сфотографировали стелу и оригинальный эстампаж с нее в Лувре, а также дополнительные эстампажи в Академии надписей и изящной словесности. Кроме того, в 2018 году Лувр с помощью профессионального фотографа создал изображение эстампажа с подсветкой высокого разрешения, которое также указывает на глубину гравировки. После наложения изображений Ланглуа обнаружил ранее пропущенную точку, которая указывает на разрыв между словами во всей стеле, что было обычным делом у писцов в то время. Точка, которая очень четко видна на новом изображении, появляется точно после слов, интерпретируемых как «Дом Давида», и указывает пробел после последней буквы слова «Давида». Это исключает «вертикальную черту», предложенную статьей ученых из Тель-Авивского университета, сказал Ланглуа. Ни одно новое предложение не могло начаться с «вав», так как нет коротких моавитских слов, которые начинаются на «вав» и оканчиваются «далетом».
Ланглуа неоднократно заявлял The Times of Israel, что он не пытается «доказать Библию». Однако, по его словам, «с чисто исторической точки зрения наиболее очевидным решением является существование царства Давида». «В своей статье я не пытаюсь обсудить, существовал ли царь Давид, просто пытаюсь прочесть надпись на камне, и мой вывод для строки 31, который учитывает следы букв и комбинации из них, состоит в том, что наиболее вероятное чтение — это «Бейт-Давид»», сказал Ланглуа. По его словам, читать по-другому, по сути, означает отказ верить в возможность существования библейского царя Давида. «Новая технология визуализации, которая у нас есть, подтверждает чтение «Бейт-Давид», – сказал Ланглуа, добавив, – когда наука может подтвердить гипотезу — это хорошо.