Вышел в свет февральский номер альманаха «Лехаим»
Вышел в свет февральский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.
Героем колонки главного редактора Боруха Горина стал «Малыш Моше» – сын раввина Габриэля Гольцмана и его жены Ривки, которые трагически погибли во время теракта в Мумбаи. Мальчик посетил город во время недавнего визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Индию.
Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Ребе подчеркивает, что евреи должны отвергать такие варианты работы (или бизнеса), которые связаны с нарушением заповедей. При рассмотрении таких предложений, нужно надеяться на Всевышнего, который подберет кошерную работу. Главный раввин России Берл Лазар в своей статье размышляет о том, зачем нужно учить Тору и приходит к простому, но в то же время, очевидному ответу: учить Тору необходимо для того, чтобы жить по ней, что уже само по себе является важнейшей заповедью, данной еврейскому народу. В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми – лист Талмуда каждый день – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его интерес привлек спор мудрецов Талмуда о том, что именно стоит считать моментом совершения греха.
Очередной раздел труда Йерахмиэля Тиллеса о еврейских каббалистах и хасидских цадиках посвящен знаменитому цадику рабби Леви-Ицхаку из Бердичева. Статья Шэрин Джексон, первоначально вышедшая в Star Tribune, посвящена еврейской жизни в американском штате Южная Дакота.
Алан Грабинский описывает жизнь мексиканских криптоиудеев XVI века на основании автобиографической рукописи одного из них – Луиса де Кархаваля. Еще один материал о криптоиудеях — статья Сьюзен Зеленгут посвящена возвращению их потомков к иудаизму уже в наши дни. Материал Сэма Джоунса, изначально опубликованный в Guardian, посвящен интересу Испании к ладино — испанско-еврейскому языку.
Вышедшая в Times of Israel статья Аманды Боршел-Дан посвящена вопросу об отношении мусульман к евреям в первые века ислама и представлениям о существовавшей в этот период терпимости и межрелигиозном диалоге. Материал Якова Шварца посвящен работе международного фонда «Ави хай». Историк Павел Полян рассказывает об уникальной судьбе Марселя Наджари — члена так называемой зондеркоммандо Аушвица, которая была составлена из евреев, принужденных нацистами ассистировать себе в массовом убийстве сотен тысяч других людей.
Раздел «Перекресток» открывается материалом Даниэля Гордиса из Bloomberg о том, почему израильтянам не важно, как голосует ООН. Джозеф Бергер из New York Times размышляет над тем, как жители нью-йоркских пригородов реагируют на поселение там ультраортодоксальных евреев, которым становится тесно в своих традиционных районах проживания. Подобную же историю, только уже применительно к Великобритании, излагает Джоан О’Коннор в статье, первоначально вышедшей в Guardian.
Гвен Акерман из Bloomberg рассказывает о том, что женщины-харедим активно участвуют в работе израильского хайтека. Видный член еврейской общины Донецка Давид Юсимов рассказывает о жизни общины в последние годы.
В разделе «Кадиш» помещен написанный Николаем Сванидзе некролог председателю правления Международного Мемориала Арсению Рогинскому. К нему примыкает написанная Машей Гессен для журнала New Yorker статья-воспоминание о Рогинском.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях января, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире. Раздел «Парк культуры» начинается с некрологов. Его открывает некролог художнику Владимиру Янкилевскому, написанный Виктором Пивоваровым. За ним идет некролог композитору Владимиру Шаинскому, написанный Владимиром Маком. А некролог переводчика Виктора Радуцкого посвящен израильскому писателю Аарону Аппельфельду.
Статья Энн Джозеф, первоначально вышедшая в Times of Israel, посвящена выставке британского «художника-бунтаря» Дэвида Бомберга в Паллант Хаусе в Чичестере, материал Эндрю Тобина из JTA – выставке одежды различных еврейских общин в Еврейском музее Нью-Йорка, а статья Эйми Шпиро в Jerusalem Post — Музею Библии в Вашингтоне.
В разделе «Библиотека» публикуются рассказы Авроома Рейзена, Натана Ингландера и Кэрол Мэк. В этой же рубрике – продолжение исследования Алекса Тарна о стихотворных и прозаических колонках Натана Альтермана, эссе американского критика Филиппа Рава, и статья Рона Арада из Haaretz о доминировании женщин в израильской харедимной литературе. Кроме того, Абрахам Сохер рецензирует книгу Гилеля Галкина «После ста двадцати: размышления о смерти, скорби и загробной жизни в еврейской традиции».