Новости

Вторичное введение мер строгой изоляции в Израиле обходится дорого для экономики

12 октября 2020, 09:00 коронавирус
Поделиться

Ресторатор Тамир Барелко уже сыт по горло. По словам Барелко, решение правительства Израиля ввести меры строгой изоляции на общенациональном уровне после всплеска заболеваемости коронавирусом нанесло серьезный удар по экономике и источникам средств к существованию владельцев малого бизнеса. Он создал петицию, призывающую малый бизнес бросить вызов мерам изоляции и возобновить свою деятельность с 11 октября, когда заканчивается сезон еврейских праздников, и за последние две недели привлек более 60000 сторонников своей кампании, проводимой на его странице в «Фейсбуке».

Министерство финансов и Центральный банк поддерживают повторное открытие офисов компаний, которые могут избегать личного контакта с клиентами или нанимают менее 10 сотрудников, что подчеркивает растущую напряженность по поводу того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху справляется с пандемией, которая в этом году приведет к сокращению экономики Израиля впервые почти за два десятилетия.

«Экономика рушится, надежды людей рушатся», – говорит Барелко, давая интервью в тель-авивском ресторане, которым он управляет, где теперь нет клиентов. «Если правительство не даст нам возможности жить и обеспечивать свои семьи, мы сделаем это сами». Тысячи людей вышли на улицы по всему Израилю для протестов, которые идут с июля, требуя отставки Нетаньяху из-за того, что он не справляется с кризисом, и из-за обвинений в коррупции, которые он отрицает.

В стране с населением девять миллионов человек зарегистрировано почти 280000 случаев заболевания Covid-19 и более 1800 смертей. Школы и большинство офисов, магазинов и ресторанов закрыты, если они не предоставляют «жизненно важные услуги», как супермаркеты, аптеки и банки, а люди могут перемещаться в пределах километра от своего дома – более жесткие ограничения, чем во многих других странах, борющихся со второй волной коронавируса.

У Нетаньяху была широкая общественная поддержка, когда он впервые ввел меры строгой изоляции, продлившиеся с середины марта до конца мая, спровоцированные первой волной Covid-19. Но параллельно с тем, что после возобновления работы школ и предприятий число случаев заражения резко возросло, Кабинет уступил давлению некоторых партнеров по коалиции и смягчил частичные ограничения для эпицентров заражения до такой степени, что они стали неэффективными. 18 сентября вновь были ведены меры строгой изоляции для всей страны, продленные 7 октября до 13 октября.

Эта мера теперь рассматривается как неудача, которую можно было предотвратить. Израильский чиновник, разговаривая с «Reuters» на условиях анонимности, подчеркнул, что политическое давление является «только частью общей картины». Частичные ограничения были бы неприемлемы в такой маленькой, сплоченной стране. «В Израиле очень сложно провести частичную изоляцию», – заметил чиновник. Однако опросы общественного мнения показывают, что только около четверти израильтян верят в политику правительства по сдерживанию распространения вируса. «Вторичное введение мер строгой изоляции сигнализирует инвесторам и потребителям о том, что ситуация с эпидемией намного хуже», – говорит Моми Дахан, экономист Еврейского университета в Иерусалиме. «Это также сигнализирует о том, что управление кризисом осуществляется плохо и непрофессионально».

Глава Банка Израиля Амир Ярон заявил 8 октября «Армейскому радио», что принятие решений правительством «определенно могло быть более упорядоченным». Экономика Израиля во втором квартале погрузилась в рецессию и в этом году сократится на 6%, как прогнозирует ОЭСР в отчете, опубликованном 23 сентября, что является худшим показателем за всю историю, поскольку меры строгой изоляции снижают деловую активность и доверие потребителей. Без бюджета на фоне политических споров у Израиля меньше ресурсов для борьбы с кризисом. На данный момент он выделил на эти меры 100 миллиардов шекелей (29 миллиардов долларов), включая помощь предприятиям, доходы которых упали как минимум на 25% из-за пандемии.

Медленное восстановление

Первоначально экономисты предсказывали, что экономика быстро оправится от пандемии, но теперь ОЭСР предупреждает, что «восстановление будет медленным», прогнозируя рост валового внутреннего продукта всего на 2,1% в 2021 году. После вторичного введения мер строгой изоляции количество людей, ежедневно заражавшихся Covid-19 упало с 8000 до менее 5000, но Нетаньяху заявил, что ограничения могут продлиться еще много месяцев. «Существует осторожный оптимизм в отношении того, что меры строгой изоляции работают, но пока еще слишком рано говорить об этом», – написал Нетаньяху в «Твиттере» 8 октября. «Я буду продолжать принимать правильные решения и делать то, что правильно для вас, граждан Израиля. Я не склонюсь перед политическим давлением ни с одной из сторон, ни внутри правительства, ни вне его». Но давление растет.

«Очень важно, чтобы мы возобновили деятельность малого бизнеса», – заявил Ярон «Армейскому радио». «Компании, которые не принимают клиентов, производят почти 10% продукции, и в них занято около 400000 сотрудников». На вопрос, считает ли он, что эти компании должны открыться, Ярон ответил: «Да».

6 октября Министерство финансов заявило, что малые предприятия и предприятия, не обслуживающие клиентов, должны вновь открыться на следующей неделе, после окончания праздника Суккот. Уровень безработицы в Израиле утроился с первого квартала этого года и превысил 11%, что является 15-летним максимумом, а главный экономист Министерства финансов Шира Гринберг считает, что введение мер строгой изоляции на 5 недель обойдется экономике в 25 миллиардов шекелей.

По оценкам аналитической компании «Dun&Bradstreet», в этом году прекратится деятельность 80 000–85 000 фирм в Израиле, что означает сокращение количества фирм на 7–8%. Неясно, сколько малых предприятий переживут запрет на работу и откроются 11 октября, но Йонатан Кац, главный экономист «Leader Capital Markets», заявил, что, если бизнес вернется в нормальное состояние к концу года, экономика Израиля может вырасти в 2021 году на 5%. «Если мы избежим третьего «закрытия» экономики, и большая часть ущерба придется на 4 квартал 2020 года, мы начнем 2021 год с чистого листа», – отметил он. Израильский чиновник заявил, что малые предприятия, вероятно, откроются первыми, когда ограничения будут ослаблены, «но мы еще не достигли этого».

Кац отметил, что Банк Израиля может впервые снизить базовую процентную ставку с 0,1% до нуля на заседании по денежно-кредитной политике 22 октября. Другие меры, которые банк может предпринять для поддержки экономики, включают в себя удвоение программы покупки государственных облигаций до 100 миллиардов шекелей и предоставление банкам долгосрочных ссуд с отрицательной процентной ставкой при условии, что ссуды будут переведены в кредиты для частного сектора, подчеркнул он.

reuters.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции