Новости

Впервые в арабском мире в марокканских школах будут преподавать еврейскую историю и культуру

14 декабря 2020, 15:00 Марокко
Поделиться

Еврейская история и культура скоро войдут в школьную программу в Марокко – «впервые» в регионе и в североафриканской стране, где ислам является государственной религией.

Это решение «вызвало цунами», – подчеркнул Серж Бердуго, генеральный секретарь Совета еврейских общин Марокко. «Это впервые в арабском мире», – сказал он AFP из Касабланки.

В течение многих лет, хотя у королевства не было официальных отношений с Израилем, тысячи евреев марокканского происхождения, в том числе из Израиля, посещали землю своих предков, чтобы отметить религиозные праздники или совершить паломничество. Но на этой неделе Марокко стало четвертой арабской страной, объявившей о соглашении по нормализации отношений с Израилем, заключенном при посредничестве США, после Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна и Судана.

Решение добавить в школьную программу еврейскую историю и культуру было принято до того, как было объявлено о соглашении. Министерство образования заявило, что в рамках текущего обновления школьной программы Марокко с 2014 года эти уроки будут включены со следующего семестра для 11-летних детей последнего года обучения в начальной школе. По словам Фуада Шафики, руководителя академических программ Министерства, этот шаг направлен на то, чтобы «подчеркнуть разнообразие идентичностей народов Марокко».

Еврейская община Марокко существует с древних времен и росла на протяжении веков, особенно с прибытием после 1492 года евреев, изгнанных из Испании «Католическими королями». В конце 1940-х годов марокканская еврейская община насчитывала около 250000 человек – около 10% населения. Подавляющее большинство из них уехало после создания государства Израиль в 1948 году, и сейчас община насчитывает около 3000 человек, по-прежнему оставаясь крупнейшей общиной в Северной Африке.

Присутствие евреев в марокканской культуре теперь фигурирует в учебной программе в разделе, посвященном султану Сиди Мухаммеду бен Абдаллаху, известному как Мухаммед III. Этот правитель 18-го века из династии Алауитов выбрал порт Могадор и его крепость, построенную португальскими колонистами, чтобы основать прибрежный город Эс-Сувейру. Под его руководством дипломатический и торговый центр стал единственным городом в исламском мире, где большинство населения составляли евреи, и в какой-то момент там насчитывалось 37 синагог. «Хотя еврейское присутствие в Марокко существовало и до 18 века, единственные достоверные исторические документы относятся к тому времени», – заявил Шафики.

Две базирующиеся в США еврейские организации – Американская сефардская федерация (ASF) и Конференция президентов крупнейших американских еврейских организаций (COP) – заявили, что они «тесно сотрудничали с Королевством Марокко и марокканской еврейской общиной» над «новаторской» реформой образования. «Обеспечение того, чтобы марокканские школьники узнали об их гордой истории толерантности, включая марокканский филосемитизм, будет прививкой против экстремизма», – отметили лидеры двух организаций в заявлении, опубликованном в «Твиттере» в прошлом месяце.

Также в ноябре министр образования Саид Амзази и главы двух марокканских организаций подписали соглашение о партнерстве «для продвижения ценностей толерантности, разнообразия и сосуществования в школах и университетах». Соглашение было символически подписано в «Доме памяти» Эс-Сувейры, который прославляет историческое сосуществование еврейской и мусульманской общин города. Среди присутствующих был Андре Азулай, член местной еврейской общины, который также является советником короля Мухаммеда VI. Король, «Повелитель правоверных» Марокко, настаивает на толерантном исламе, который обеспечивает свободу вероисповедания евреям и иностранным христианам. В сентябре 2018 года на круглом столе ООН он подчеркнул роль образования в борьбе с расизмом и антисемитизмом.

Марокко «никогда не стирало свою еврейскую память», – заявил Жор Рехихил, куратор Марокканского еврейского музея в Касабланке – единственного в своем роде в регионе.

Учитель истории Мохаммед Хатими заметил, что включение еврейской идентичности в образовательную программу Марокко поможет воспитать «будущих граждан, осознающих свое разнообразное наследие». По словам Шафики, этот шаг также будет частью пересмотра учебной программы средней школы, запланированного на следующий год.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции