Новости

«Веселый антисемитизм или кошерный продукт»: продавец мороженого «Бедный еврей» обиделся на прокуратуру и подал на нее в суд

17 августа 2018, 13:00 Россия
Поделиться

В Набережных Челнах скандал по поводу продажи мороженого с сомнительным названием «Бедный еврей» вышел на новый виток. На этот раз инциировала шумиху компания «Славица», которая подала в суд на прокуратуру из-за якобы неуместного предостережения.

«Маркетинг маркетингом, но кто позволил задевать национальные чувства?»

Напомним, недавно в Набережных Челнах разгорелся скандал федерального масштаба. На прилавках фирменных киосков «Славица» появилось мороженое «Бедный еврей». Название и оформление упаковки вызвали возмущения среди представителей еврейского сообщества. На бестактный маркетинговый ход отреагировали не только здесь, но и далеко за пределами региона. О «Бедном еврее» написали полсотни федеральных и республиканских СМИ.

Весьма жестко выразился по этому факту председатель еврейской общины Набережных Челнов, генеральный директор ООО «Транспортно-коммерческая фирма Кама-Тракс» Леонид Штейнберг.

«Мне позвонили знакомые из Москвы. Они глубоко возмущены появлением товара с таким названием. Я тоже, мягко говоря, шокирован, — сказал тогда Штейнберг. — Кто им позволил задевать национальные чувства? У нас только в Челнах проживает более пятисот еврейских семей. Маркетинг маркетингом, но надо же иметь и уважение к окружающим. У нас многонациональный город. Все живем дружно. Никто никогда не позволял себе задевать национальные чувства рядом живущих людей. А тут явились неизвестно откуда пришлые и будоражат общественность эпатажными выходками!»

Надо сказать, что компания по производству мороженого «Славица» в Челнах обосновалась недавно. В 2015 году в Автограде возникла целая сеть киосков красноярской «дочки».

И чуть ли не сразу компания оказалась в центре скандала. В 2016 году на прилавках фирменных киосков появилось мороженое «Обамка» в шоколадной глазури. На обертке мороженого был изображен темнокожий мальчик с сережкой в ухе и золотым браслетом на ноге. Слава об «Обамке» докатилась и до США. Там проявление «российского юмора» не поняли и назвали его антиамериканизмом.

«Мы не видели данный продукт в продаже, но мы разочарованы антиамериканизмом, который продвигают СМИ и который стал в России очень распространенным, особенно когда принимает дискриминационный или расистский оттенок», — процитировали высокопоставленного американского чиновника газеты США.

После этого «Славица» запустила мороженое «Хохол» в желто-голубом цвете. Но острого обсуждения в обществе этот факт не вызвал.

«Это такой веселый антисемитизм! Мы его не оставим без внимания»

После скандального маркетингового хода в виде появления «Бедного еврея» челнинской компанией заинтересовалась прокуратура.

Прокуратура Челнов провела проверку по факту продажи «Славицей» такого мороженого. Во время проверки прокуратура обратилась за экспертной оценкой к психологу Набережночелнинского института КФУ Ольге Нургатиной. Она выдала заключение. По ее словам, отношение людей к словосочетанию «бедный еврей» может складываться по-разному: от безразлично-равнодушного до крайне оскорбительного.

В подтверждение своих слов психолог напомнила о недовольстве, высказанном по поводу распространения мороженого под названием «Бедный еврей» вице-президентом Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, раввином Зиновием Коганом в эфире «Национальной службы новостей».

Он сказал буквально так: «Это какая-то насмешка! Некое оскорбление, можно сказать. При чем здесь израильский флаг? Что за «Бедный Еврей»? Мороженое и мороженое! К чему это? Это такой веселый антисемитизм. Мы это не оставим без внимания, это точно».

По итогам проверки прокуратура вынесла в адрес продавца мороженого «Бедный еврей» Вадима Сулакова предостережение о недопустимости случаев эстремизма.

«А как быть с тортом и водкой „Бедный еврей“?»

Однако челнинская «Славица» не согласилась с позицией прокуратуры и начала судебную тяжбу, чтобы доказать — ничего предосудительного в названии «Бедный еврей» нет.

В ее иске было указано, что позиция прокуратуры зиждется только на мнении одного психолога и недовольстве Зиновия Когана. При этом предостережение вынесено конкретному лицу — генеральному директору челнинской компании Вадиму Сулакову.

«Но сведения об участии господина Сулакова (руководителе ООО ТК «Славица») в процессе выбора названия мороженого и разработке дизайна упаковки нигде нет. Его компания занимается лишь продажей мороженого в Набережных Челнах. Никого отношения к выпуску не имеет. Возникает вопрос: какие именно действия должно не допускать предупреждаемое лицо и какое конкретно обстоятельство может задевать национальные чувства и достоинства евреев?» — отмечается в иске.

Истец также сделал акцент на том, что словосочетание «Бедный еврей» является товарным знаком, зарегистрированным Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Представитель истца указал на существовании торта «Бедный еврей», который реализует ООО «Карибэ». Выпускается также водка «Бедный еврей», производитель которого – ООО «Тайга-Восток» зарегистрирован, кстати, в Еврейской автономной области, городе Биробиджан. В заявлении отмечается, что мороженое «Бедный еврей» изначально распространялось в Красноярском крае. И только позже появилось в других регионах.

В конце заявления истец попросил суд признать предостережение необоснованным.

«Евреи — люди с абсолютным чувством собственного достоинства»

На суде представитель прокуратуры заявил, что не доверять словам психолога КФУ у надзорного органа нет. Тем более — игнорировать высказывание вице-президента Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, раввина Зиновия Когана.

Представитель прокуратуры также сообщил, что, согласно выписке из ЕГРЮЛ, Вадим Сулаков является не только директором ООО «ТК «Славица», но и учредителем ООО «ФМ «Славица». Поэтому адресованные претензии к нему обоснованы.

Вызванная в суд кандидат педагогических наук, психолог Ольга Нургатина отметила: «Евреи — люди с абсолютным чувством собственного достоинства, со своеобразной гордостью за свою нацию. А этнический образ евреев чаще связывается с характеристиками «старательный, практичный, прижимистый». Слово же «бедный» означает человека, вызывающего жалость и сострадание».

Также Нургатина отметила, что название любой продукции относится к сфере делового общения. И негласным требованием или этическим принципом считается то, что название продукции не должно содержать негативной оценки, прямого оскорбления и унижения. Впрочем, по ее словам, в словосочетании «Бедный еврей» прямого оскорбления нет. Но и использование его в названии мороженого ничем не мотивировано. Его можно объяснить только присущей производителю сомнительной креативностью и желанием привлечь внимание к своему продукту.

Пока же в челнинских киосках можно найти все ставшие известными марки холодного лакомства. На прилавке рядом с «Бедным евреем» соседствует «Хохол», которым составляет компанию «Обамка».

sntat.ru

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции