Венская еврейская община приняла сотни беженцев с Украины
В то время как конфликт, кровопролитие и гуманитарный кризис на Украине не утихают, те, кто смог бежать, многие с помощью движения «Хабад-Любавич», вывезшего более 35000 беженцев, были приняты еврейскими общинами по всей Европе и за ее пределами, в том числе 500 в Берлине, несколько сотен в Варшаве и даже 100 на Кипре, пишет журналист «Chabad.org» Мендель Супер.
Одна щедрая община — в столице Австрии Вене, где проживает почти 15000 евреев. Вся община присоединилась к усилиям «Хабада» по размещению беженцев, объединив ресурсы обширной еврейской общины. Головная организация еврейской общины, «Israelitische Kultusgemeinde» (IKG), тесно сотрудничает с «Хабадом» в Австрии, чтобы разместить, накормить и позаботиться о 500 беженцах, которых община приняла на данный момент.
Раввин Моше Коломойцев, вместе с женой Диной директор еврейской русскоязычной общины Хабада в Вене (JRCV). «Было вполне естественно, что, когда мы услышали о разворачивающейся катастрофе, мы начали операцию по эвакуации как можно большего числа евреев в безопасное место в Вене», — заявил Коломойцев «Chabad.org». Усилия по абсорбции начинаются на границе с Украиной, где Максим Слуцкий — член общины, которому поручено выполнение большей части операции — управляет логистикой перевозки беженцев с польской и молдавской границ прямо в Вену, при этом каждая поездка занимает около 14 часов. Многие добираются до Вены самостоятельно на частных автомобилях, но некоторые из беженцев пожилые и немощные, и их нужно встречать на границе.
Для прибывших были арендованы и переданы в дар комнаты в трех отелях, где разместились беженцы, а также около 50 квартир по всему городу. Раввин Якоб Бидерман, директор «Хабада» в Австрии, добавляет, что члены общины также открывают для беженцев свои дома; у раввина и его жены Эдлы живут двое детей из Украины. В дневных школах и дошкольных учреждениях «Лаудер Хабад» бесплатно учатся в классах, с преподаванием на русском языке, около 100 детей – беженцев из Украины. Причем во многих случаях им преподают их учителя из Украины, с которыми они бежали.
Вся община помогает всем, чем может, люди жертвуют все, включая одежду, игрушки и подгузники. Один из членов общины, Исраэль Абрамов, предложил использовать всю свою гостиницу на 100 номеров для размещения беженцев. В отеле, который превратился в приют, теперь работают еврейские волонтеры. Завтрак подается в отелях каждое утро, обед подается в близлежащем «Бейт-Хабаде», а ужин – в центре IKG. Обеды в шабат готовят как в отелях, так и в «Бейт-Хабадах», при этом на каждую ежедневную общую трапезу приходят сотни гостей. Операция была задумана раввином Моше Коломойцевым, уроженцем Украины, который последние пять лет служит для многочисленной русскоязычной общины Вены. Когда началась российская спецоперация, ему стали звонить друзья из Украины. «Звонили отовсюду, Киев, Чернигов, Харьков… Мы начали брать людей, и я написал в «Фейсбуке», что мы можем принять людей», — поясняет Коломойцев.
Раввин не ожидал, что ему будут поступать сотни звонков. Но когда это очень быстро стало реальностью, он понял, что в одиночку ему не справиться. «Нам нужны были сотни людей в команде. Вся община объединилась, чтобы помочь», — говорит он. Бухарская община города обеспечила гостиницы, хабадская община наладила обучение детей в своих школах, а IKG помог профинансировать большую часть бюджета на помощь. Бидерман объясняет, что отношения с украинской общиной — и конкретно с Днепром — начались гораздо раньше. Помимо общины JRCV, обслуживающей русскоязычное население, которая была создана при содействии раввина Шмуэля Каминецкого, главного раввина Днепра и посланника «Хабада» на Украине с 1990 года, «Хабад Австрии» также управляет «Lauder Business School», полностью аккредитованным университетом в Вене, где учатся студенты со всей Европы, и в том числе — много выходцев с Украины. «Это очень эмоциональное время, — говорит Бидерман. «Жизни людей разрушены; дети боятся. Мы делаем все возможное, чтобы они хорошо провели время».
Он упоминает, что пока он дает интервью, один учитель водил свой класс детей – беженцев покататься на коньках. «Мы пытаемся интегрировать их в существующие классы, где это возможно», наряду с русскоязычными классами, созданными специально для них», — заявил Бидерман. Бидерман отмечает, что подавляющее большинство детей уже посещали еврейские школы «Хабада» на Украине, что, по его словам, поразительно. «Это указывает на сильные общины, которые «Хабад» построил и поддерживает на Украине в течение 30 лет. У них есть какая-то связь почти с каждым украинским евреем». «Мы все молимся, чтобы это все поскорее закончилось. И они вернулись в свои дома и общины — откуда бы они ни приехали — и продолжали процветать и добиваться большего успеха», — заключил Бидерман. «Между тем, хотя это трагично, но наша община воодушевлена и рада теплу, которое они приносят».