Новости

В журнале «Private Banking and Wealth Management» опубликовано интервью президента ФЕОР

12 апреля 2021, 18:00 Александр Борода
Поделиться

12 апреля в журнале «Private Banking and Wealth Management» было опубликовано интервью президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды, посвященное различным сторонам жизни российской еврейской общины.

Отвечая на вопрос с чего должен начать нееврей, который хочет прикоснуться к еврейской культуре, традициям – удовлетворить свой интеллектуальный интерес, Борода, твердо заявил, что начинать нужно с Торы. «Тора – полезная и доступная всем книга. В ней рассказаны истории, которые лежат в основе всех авраамических религий: возникновение человечества, великий потоп, исход евреев из Египта, храмовая служба, основы этики и даже законы питания. Поэтому, читая Тору, христианин или мусульманин определенно узнает из нее много важного и о своей религии» – отметил он. С художественной же литературы, по мнению Бороды, знакомство с иудаизмом лучше не начинать, поскольку у писателей нет задачи передать традиции, объяснить их сущностное значение, и в этом случае «может возникнуть искаженное представление».

Коснувшись тематики журнала Александр Борода рассказал о правилах обращения с деньгами, принятых в иудаизме. «В Талмуде есть рекомендации по инвестициям: треть сбережений должны составлять деньги, треть – движимое имущество, еще треть – недвижимое. Такое распределение считается максимально безопасным. Но это не является законом, а скорее мудрым советом», – рассказал Борода. Он также поведал о том, как работает банковская система Израиля с учетом запрета давать деньги под проценты. «Касательно кредитов, в самом Израиле, где хозяева банков – евреи, есть процедура, позволяющая пользоваться ими в видоизмененной правовой форме. Составляется договор, в котором банк становится партнером, соинвестором своего клиента – и в будущем получает долю от его доходов. То есть он уже не заемщик, а партнер: в такой форме кредит разрешен», – подчеркнул президент ФЕОР.

Он также коснулся вопроса об эндаумент-фонде Еврейского музея и центра толерантности, подчеркнув, что основное условие при вложении средств фонда – отсутствие риска. «Я за консерватизм, и сегодня деньги лежат в основном на депозите. Процент от депозита есть, и, хотя он не является весомым, идет на поддержку музея», – заметил президент ФЕОР, подчеркнув, что через какое-то время музей вполне может стать самостоятельным проектом. Сейчас среди инвесторов — в основном граждане России, что Борода объясняет тем, что международное сообщество недостаточно информировано о музее. «Но мы надеемся это преодолеть: хотели бы видеть граждан разных стран в эндаумент-фонде», – отметил он.

Борода рассказал о крупных общинных проектах — покупке здания для Центра изучения Торы и постройке школы, реконструкции некоторых залов Еврейского музея и центра толерантности, строительстве нескольких общинных центров в различных районах города в Москве, строительстве и реконструкции синагог в Саратове, Сочи, Санкт-Петербурге, Симферополе, Ялте. Борода отметил, что в Москве, где, по его словам, живет около полумиллиона евреев, и куда переезжают евреи из регионов и даже израильтяне, для общины все еще недостаточно синагог. «Мы считаем, что для такого количества евреев нужно около 50 синагог. Люди хотят соблюдать традиции, приходить на праздники, шаббаты», заявил он, заметив, что синагога нужна не только строго соблюдающим евреям (их по оценкам президента ФЕОР в Москве насчитывается около 20000 человек).

«Синагога и в переводе с греческого, и в переводе с иврита означает «дом собрания». Это место, куда люди приходят помолиться, на уроки, на лекции, в кошерный ресторан – многофункциональный центр, позволяющий соблюдать религиозные правила на разном уровне. В конечном итоге большинство людей, посещающих синагогу, приходят к соблюдению в той или иной мере. Светские люди, особенно если они в почтенном возрасте, не готовы сразу бросить привычный уклад жизни, поэтому приход к соблюдению – процесс, занимающий время», – заявил он. При этом, по словам Бороды молодежь больше интересуется традициям, чем старше поколение, а община всячески старается ее привлечь. «Например, сейчас мы находимся в здании Московского еврейского общинного центра – это и синагога, и концертный зал, и классы для занятий, и молодежные клубы для разных возрастов. Есть и музыка, и танцы, и спортзал – все адаптировано под интересы светской молодежи. Если эти интересы не противоречат иудаизму, их можно воплотить здесь», – подчеркнул он.

Он также рассказал о различных программах социальной поддержки, организуемых ФЕОР, отметив, что речь идет о «поддержке в широком смысле слова». «Недостаточно быть только пунктом выдачи материальной помощи. Также очень важно обеспечить человека социальной востребованностью, предоставить ему возможность реализовать свои увлечения, быть в окружении людей. Человеческое общение не менее важно, чем питание… Поэтому очень важно, чтобы были клубы и кружки по интересам. Все это есть в наших благотворительных центрах и является одним из основных направлений благотворительности», – подчеркнул Борода.

Коснувшись вопроса о реституции, президент ФЕОР подчеркнул, что имеет большое значение то, в каком статусе находится имущество, подлежащее возврату. «Мы должны учитывать обстоятельства, а не требовать здание любой ценой. Всегда нужно смотреть на ситуацию не только со своей позиции, но шире. Думать, как сделать лучше, а не хуже, не создавать напряжение в обществе, поэтому мы обязательно перед принятием решения советуемся с краевыми властями. Далее мы решаем все вопросы в индивидуальном порядке в зависимости от специфики каждого города и здания. Но, в общем, если у здания нет социальной нагрузки, например, оно принадлежит строительному управлению, то оно, безусловно, попадает под право реституции», – заявил он.

Александр Борода также подчеркнул, что в России наблюдается очень низкий уровень антисемитизма. «Мы не видим напряжения, и, согласно статистике, к счастью, нет особых происшествий. Что объяснимо. Прежде всего сейчас нет государственного антисемитизма: губернаторы, руководители высшего уровня относятся ко всем религиям одинаково. И также нет антисемитизма на религиозной почве. Наоборот, есть межконфессиональное взаимодействие и поддержка. Конечно, нельзя сказать, что в Сети совсем нет антисемитских выступлений – они встречаются, но с чем-то действительно серьезным успешно работают правоохранительные органы. И в целом людей становится сложнее ввести в заблуждение – рассказ, что все проблемы от евреев, уже не обладает силой воздействия. Могу сказать, что в истории России еще не было такого низкого уровня антисемитизма, как сейчас», – заметил он.

Президент ФЕОР также рассказал о собственных занятиях спортом — увлечение триатлоном. «На данный момент я ставлю себе цель – сделать «Ironman». Также у меня есть задача пройти по отдельности каждую часть железной дистанции. Я уже проплыл 4 км, осталось проехать 180 км и пробежать марафон. И в завершение собрать все части воедино…. В этом году у меня в планах «половинка» в Санкт-Петербурге (1,9 км – плавание, 90 км – велосипед, 21,1 км – бег) в начале августа», – отметил Борода.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции