В ультраортодоксальной общине Израиля расширяется список светских учебных предметов
Численность харедим (ультраортодоксов) Израиля составляет всего лишь миллион, но община растет так быстро, что ожидается, что всего через полвека каждые два из пяти израильских евреев будут харедим. Многие израильские экономисты встревожены цифрами, только что опубликованными Институтом демократии Израиля (IDI), заявив, что они понятия не имеют, как Израиль сохранит свое процветание. Как спрашивают они, Израиль сможет сохранить свою развитую экономику, когда многие дети харедим растут без образования, которое они должны получать?
«В жизни нет ярлыков, – сказал Дан Бен-Давид, бывший советник Всемирного банка и Всемирной торговой организации. – Вы не можете перестать изучать материал, необходимый для соревнования в современной экономике, и по-прежнему ожидать успеха после этого». Он имеет в виду тот факт, что многие харедим – особенно мальчики – учатся в школах, которые избегают национальной учебной программы и заявляют, что это их право изучать почти исключительно религиозные предметы. «Уже сегодня половина населения настолько бедна, что не платит никакого подоходного налога», – сказал д-р Бен-Давид, президент Shoresh Institute for Socioeconomic Research. Один из пяти учеников первого класса в Израиле сегодня является хареди, сказал он, добавив: «Что будет, когда сегодняшние дети станут взрослыми?» Для него вызов харедимного населения, плохо подготовленного к труду, может «стать экзистенциальным вопросом» для Израиля.
Совсем другая картина наблюдается в Академическом колледже Оно в Тель-Авиве. В дополнение к своему основному колледжу для светского населения, в институте есть заполненный студентами кампус, созданный специально для харедим, изучающих ряд светских предметов. IDI говорит, что число ультраортодоксальных студентов в системе высшего образования выросло в десять раз за последнее десятилетие, достигнув 10 800 человек. Он также обнаружил, что сопротивление светским предметам в школах харедим, по-видимому, медленно падает: каждый третий студент сдал вступительные экзамены в университеты в 2015 году по сравнению с 23 процентами в 2005 году. «Молодое поколение уже пришло к тому, чтобы было немыслимым 50-60 лет назад, но что сегодня становится очень естественным – обучение для обеспечения своих семей», – сказал раввин Йехезкель Фогель, директор кампуса Оно. Школы будут меняться, но медленно, предсказывает он, потому что существует сильное убеждение, что интенсивное религиозное обучение должно доминировать в первые годы, а светское обучение последует позже. «Это связано с образом жизни харедим», – сказал он.
Многие израильтяне скептически относятся к ожиданию медленных, органических перемен и хотят, чтобы правительство заставляло школы преподавать светские предметы, поскольку работающие мужчины харедим зарабатывают на 39% меньше, чем другие еврейские мужчины Но многие из харедим говорят, что это происходит в первую очередь потому, что они просто менее материалистичны, чем остальные израильтяне. «Я не вижу большого критического финансового кризиса в общине харедим», – сказал раввин Фогель. Он предполагает, что харедим стали жить в лучших домах и сегодня чаще, чем в прошлом являются владельцами автомобилей.
Цифры свидетельствуют о том, что IDI определяет уровень бедности в общине на уровне 45%, хотя и самом низком за последние десять лет. И все же рабби Фогель полагает, что благодаря многим людям, занимающимися малым бизнесом в серой части экономики, данные о которых не фигурируют в статистике, показатели бедности искусственно завышены.
Социолог Йоэль Финкельман согласен с тем, что в среде харедим произошли изменения, но считает, что это изменение часто раздувается. «Некоторые люди говорят о радикальных сдвигах, но я не вижу ничего такого драматического», – сказал он. По его мнению, «наиболее эффективные изменения, вероятно, идут снизу, но достаточно ли этого? Я настроен скептически». Д-р Финкельман, профессор факультета Национальной библиотеки Израиля, сказал: «Все обеспокоены экономическим благополучием, но готовы ли люди пожертвовать тем, что они считают священными ценностями, неясно».