В Ставрополе прошла презентация архивной базы данных о жертвах фашистов периода оккупации края
В Ставрополе в рамках краевой акции «Пусть память живет» прошла презентация архивной базы данных о жертвах мирного населения в период фашистской оккупации Ставрополья.
Это одна из первых в России подобных баз данных. Цифры о жертвах фашистских зверств публиковались неоднократно. Но здесь речь идет о персональных данных конкретных людей. База размещена на сайте Государственного архива Ставропольского края и содержит информацию, выявленную более чем в пяти с половиной тысячах архивных документов, в том числе имевших в послевоенные годы грифы секретности. В базу внесены сведения о пяти тысячах человек.
Акты из фондов спецкомиссии
Главной задачей этого масштабного проекта является создание информационного ресурса, содержащего полные сведения, сохранившиеся в документальных фондах архива, и доступного широкому кругу пользователей. Нужно зайти на официальный сайт Госархива Ставропольского края и далее – по ссылкам.
В рассекреченную базу данных включены сведения, которые содержатся в документах, составленных в 1943 году после освобождения края. Это акты из фонда Ставропольской краевой комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
Комиссия работала в Ставрополе в течение 1943-1944 годов. Ее задачей являлось установление размера ущерба, нанесенного захватчиками, и расследование убийств мирных граждан. База данных содержит следующие сведения о погибших: фамилия, имя, отчество, возраст, национальность, профессия и должность, когда и где расстрелян, домашний адрес, откуда прибыл в край. Работа по пополнению этой базы сведениями, содержащимися в других фондах архива, продолжается. Ее планируется завершить к концу 2017 года.
На презентации была представлена выставка подлинных архивных документов, сведения из которых содержатся в созданном интернет-ресурсе.
«Новый порядок»
Немецкие войска вторглись на территорию края 2 августа 1942 года с севера – со стороны Сальских степей. До этого, с осени 1941 года, шла эвакуация жителей в соседние автономные и союзные республики. Особое внимание уделялось эвакуации детей. Воспитанников детских домов отправляли в Среднюю Азию: в Ташкент, Фергану, Фрунзе. Ставрополь был оккупирован третьего августа 1942 года. Пятого августа немецкие войска заняли Невинномысск, а уже к 12 августа были захвачены города Кавминвод.
На оккупированной территории немцы установили «новый порядок»: ввели комендантский час с семи часов вечера до четырех утра. Наравне с рублем к оплате стали приниматься германские рейхсмарки и пфенниги. Названия населенных пунктов и учреждений были написаны на двух языках: русском и немецком. Особое внимание немцы уделяли «реформе» сельского хозяйства. Выпускались листовки, адресованные крестьянам. В них говорилось, что в освобожденных областях германское правительство уже упразднило колхозный строй. Немцы обещали единоличникам счастливую жизнь.
В агитационных брошюрах, листовках жителям края рассказывалось, какое прекрасное будущее ждет советский народ, когда Германия победит. Эти брошюры и листовки представлены на выставке. Есть здесь и книжонка под названием «Кто такой Гитлер?». Слащавый и гнусный пиар. Фюрер среди восхищенных женщин, фюрер среди внимающих ему рабочих на заводе и так далее. Людям подсовывали эти агитки, и в то же время лечение в больницах и обучение детей в школах стали платными. В Пятигорске были организованы курсы немецкого языка для взрослых и детей. Юных жителей края учили свободно общаться на такие темы, как «Школа», «Семья», «Германия» и так далее.
У каждого города – свой Бабий Яр
И в то же время проводились массовые расстрелы и убийства в газовых душегубках. Немецкое командование опубликовало воззвание к еврейскому населению города Ворошиловска (так до войны назывался Ставрополь). В этом воззвании говорилось: «Все без исключения евреи…, а также их жены и дети… обязаны собраться 12 августа 1942 года в семь часов утра на Ярмарочной площади, вблизи вокзала железной дороги. Возникла необходимость всех перечисленных выше лиц переселить в места, освобожденные от населения, которые возникли в связи с военными действиями». Каждый должен был иметь при себе необходимые для личного пользования вещи: постельные принадлежности, кухонные и столовые приборы, одежду и питание на два-три дня. Вес принесенных вещей не должен был превышать 30 килограммов на человека. Также рекомендовалось взять с собой деньги и ценные вещи. Под предлогом переселения евреев вывозили за пределы города, грабили и расстреливали. В Государственном архиве Ставропольского края хранится список людей, расстрелянных 12-го и 15-го августа 1942 года и обнаруженных в братской могиле на территории аэродрома. В этом списке – 124 человека разных возрастов от семи месяцев до 60 лет.
В другом архивном документе зафиксировано, что на территории Холодного родника в Ставрополе в яме диаметром семь на восемь метров находилось более 100 человек, которые были замучены немецкими оккупантами при их отступлении из города в январе 1943 года. По заключению судебно-медицинской комиссии, люди были отравлены угарным газом в душегубках.
Похожие события происходили в Кисловодске. Седьмого сентября 1942 года на улицах города появилось обращение к евреям. В нем говорилось: «С целью заселения малонаселенных районов Украины все евреи, проживающие в городе Кисловодске, обязаны в среду девятого сентября в пять часов утра по берлинскому времени (в шесть часов по московскому) явиться на товарную станцию города Кисловодска. Эшелон отходит в шесть часов утра (по московскому времени в семь)». Каждый человек мог взять с собой багаж – не более 20 килограммов – и продовольственный минимум на два дня. Предлагалось взять драгоценности, деньги, одежду, одеяла. Оставшиеся в городе вещи немецкое командование обещало выслать на новое место жительства позже, а пока каждая еврейская семья должна была опечатать свою квартиру и к ключу прикрепить записку, в которой необходимо было указать фамилии, имена, профессии членов данной семьи, а ключ передать германской администрации.
Многочисленные свидетельства жителей города, записанные после освобождения Кисловодска комиссией и ставшие архивными документами, живописуют ужасающие факты. «Расстрелы производились около горы Кольцо… обычно утром. Жители ближайшего к этому месту района города слышали крики обреченных и звуки выстрелов. После освобождения Кисловодска от оккупации к горе Кольцо шли толпы народа, страшась найти или не найти своих близких, замученных фашистами».
В период оккупации Кисловодска с 14-го августа 1942 по девятое января 1943 года в городе было расстреляно, задушено в душегубках 894 человека. Среди них цвет кисловодской медицины. На презентации был представлен архивный документ – список врачей, медсестер, других специалистов-медиков еврейской национальности, которых погубили гитлеровцы. Геноцид лишил город, ставший всесоюзным госпиталем, сотен профессионалов. Уничтожены целые семьи.
В окрестностях города Минеральные Воды в районе стекольного завода также проводились массовые расстрелы. Убитых сбрасывали в противотанковый ров. В архивном документе свидетельница расстрела, выгнанная с другими на принудительные работы, рассказывает, что она видела, как к противотанковому рву подъехали крытые брезентом грузовые машины. Из них выгоняли людей, раздевали, ставили в ряды надо рвом и расстреливали. После освобождения города в этом рву были обнаружены тела погибших, фотографии, детская хлебная карточка, письма. То, что люди старались спрятать и сохранить до последнего.