В Шарлотте есть мемориал лидеру Конфедерации Джуде Бенджамину, и местные евреи хотят, чтобы он исчез
Национальная кампания по демонтажу памятников, которые прославляют расизм, может помочь еврейской общине Шарлотты, Северная Каролина, достичь долгожданной цели: убрать памятник Джуде Бенджамину, самому видному еврейскому деятелю, входившему в правительство Конфедерации.
Памятник Бенджамину, установленный в 1948 году «Объединенными дочерями Конфедерации», представляет собой небольшой гранитный камень, установленный на тротуаре на улице Южный Трион, напротив печатного и транспортного центра «FedEx» в центре Шарлотты. Памятник предположительно установлен недалеко от того места, где Бенджамин ночевал в доме местного еврея во время бегства от армии Союза. Евреи Шарлотты несмотря на то, что платили за камень во время его возведения, никогда не были в восторге от него, и многие выросли, не зная, что он там был. Теперь новое поколение общественных деятелей хочет, чтобы его убрали.
«Памятник никогда не приветствовали в местной еврейской общине», – говорит раввин Ашер Найт, лидер «Темпл Бет-Эль», реформистской общины в Шарлотте. Памятник является одним из немногих мемориалов или памятников Джуде Бенджамину, который, по мнению некоторых историков, был «мозгом Конфедерации». Будучи сенатором США от Луизианы, Бенджамин использовал свои знаменитые ораторские способности для защиты рабства и дела Конфедерации. Он владел 140 рабами на своей плантации сахарного тростника площадью 300 акров вблизи Нового Орлеана. После того, как Юг отделился, он был правой рукой президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса, занимая должности генерального прокурора, военного министра и государственного секретаря. В 2017 году после волны разрушений и низвержений памятников конфедератам на Юге Совет «Бет-Эль» единогласно проголосовал за то, чтобы городской совет Шарлотты убрал памятник Бенджамину в другое место или нашел для него иное применение.
Ранее в июне группа местных художников «обнаружила» его, когда они рисовали массивную мураль «Black Lives Matter» («Жизни черных важны») вдоль улицы прямо перед ней. Памятник теперь находиться под М в «Matter». «Я знал, что там что-то есть, но я никогда не останавливался, чтобы прочитать информацию, пока мы все не оказались в квартале, где рисовали мураль», – говорит Джими Томсон, художник, работающий под псевдонимом «Даммит Уэсли» и помогавший куратору мурали. «Он был скрыт на самом видном месте». С тех пор давно игнорируемый памятник стал предметом обсуждения в Шарлотте и подвергался вандализму: кто-то нарисовал на нем буквы «BLM» («Black Lives Matter»). Лом, или отбойный молоток, или какой-то другой металлический предмет использовался, чтобы выбить куски гранита из камня.
Утром 23 июня местный скульптор-еврей Майк Вирт, который планирует создать покров закрывающий памятник, прибыл на место, чтобы провести измерения, и обнаружил, что бригада рабочих из Департамента транспорта Шарлотты снимает камни, которые покрывают его бетонное основание. Шарлотта демонтирует мемориал, чтобы выяснить, что находится под ним, на случай, если она решит удалить его навсегда и хочет понять, какое оборудование понадобится для этой работы, заявил Кори Баркарт, пресс-секретарь городской администрации. Однако он отказался подтвердить, что город действительно рассматривает этот шаг. Обычно закон требует, чтобы такие памятники удаляла комиссия историков, но есть способы обойти это предписание.
Всего несколько дней назад губернатор-демократ Северной Каролины распорядился убрать две статуи лидеров Конфедерации у здания правительства, заявив, что они представляют угрозу для безопасности.
«Самые неприятные из своей расы»
Памятник занимает странное место в летописи еврейской жизни Шарлотты. Он был создан по указанию местного отделения «Объединенных дочерей Конфедерации», которое провело свой национальный съезд в Шарлотте в 1948 году. Дочери обратились к местной еврейской общине, в которую входили синагоги «Темпл Исраэль», построенная в 1915 году и молодая община в «Темпл Бет-Эль», куда тогда входили только приблизительно 30 семей. Обе общины согласились предоставить средства для постройки памятника в качестве «подарка» организации. «Вы должны помнить, что это был 1948 год, вскоре после Холокоста — и самая расистская из белых организаций шарлоттских христиан, которую вы можете представить, обращается к двум еврейским синагогам с просьбой почтить известного лидера Конфедерации-еврея», – говорит Найт. Но затем вмешался банкир из Нью-Йорка: он написал письмо главе отделения «Дочерей» в Шарлотте, требуя, чтобы они не вступали в партнерские отношения с местной еврейской общиной.
«Дочери», говорилось в письме, полагали, что евреи Шарлотты были «хорошими евреями». «Но не обманывайтесь – так называемые «хорошие евреи» являются «хорошими» только потому, что они пока не раскрыты, и даже «хорошие» работают рука об руку с самыми неприятными из своей расы», – гласило письмо, согласно отчету об инциденте, написанном Гарри Голденом, еврейским журналистом и эссеистом, и помещенном в его книге 1958 года «Как обычно, за два цента». Письмо банкира побудило местное отделение отменить свое предложение еврейской общине Шарлотты, которая была расстроена этим инцидентом.
«Невинные свидетели, теперь они столкнулись с серьезными противоречиями и нежелательной каменной плитой», – пишет Голден. «Многие были за то, чтобы сбросить гранитную плиту в реку Катавба и забыть все это как можно быстрее». В какой-то момент «Дочери» на федеральном и региональном уровне решили пойти против местного отделения и подтолкнуть город не устанавливать памятник. На собрании городского совета «Дочери» из местного отделения пытались утверждать, что памятник будет мешать людям садиться и выходить из городских автобусов – но их протесты были отклонены. Но к тому времени еврейская община практически «умыла руки» – и попыталась забыть об этом, сказал Найт. Однако это осталось в сознании общины.
Предшественник Найта в «Бет-Эль», раввин Джудит Шиндлер, организовала занятия с подростками из синагоги вокруг памятника, чтобы узнать об истории Бенджамина и роли, которую евреи играли в Конфедерации. Когда Найт занял пост старшего раввина, говорит он, Шиндлер сказала ему, что он будет обязан добиться сноса памятника. В начале этого месяца Найт и раввин Говард Сигель из общины «Темпл Исраэль» вместе с президентами других общин написали письмо, перепечатанное в «Charlotte Observer», в котором призвали шарлоттских евреев требовать удаления памятника. «Мы оказываем огромное давление на городской совет и мэра, чтобы убрать эту штуку», говорит Найт.
Скульптор Вирт сказал, что он все еще планирует сделать покров для памятника и держать его на памятнике до тех пор, пока он остается на улице Трион, так что он больше не будет видимым признаком ностальгии по Конфедерации. На покрытии будет приведена цитата поэтессы-еврейки Эммы Лазарус («Пока мы все не свободны, мы не свободны»), а также еврейские лозунги кампании «Жизни черных важны»: «No tzedek, no shalom» («Нет справедливости, нет мира») и «Евреи за черные жизни». Вирт сказал, что он и другие лица, участвовавшие в кампании за демонтаж памятника, планируют продолжить давление на мэрию. «Но это будет долгий путь», – сказал он. «Поэтому мы подумали, что вместо того, чтобы дать ему демонстрировать свои лозунги, давайте заставим его показывать наши лозунги».