В преддверии учебного года выяснилось, что большинство детей новых украинских и российских репатриантов не поступили в школу
По данным правительства, более половины детей новых репатриантов, приехавших в Израиль после 24 февраля, еще не зарегистрированы на предстоящий учебный год, который начинается 1 сентября, пишет журналист «The Times of Israel» Иуда Ари Гросс.
Данные, предоставленные «The Times of Israel» Министерством образования, показывают, что из примерно 6000 детей в возрасте от 3 до 17 лет, которые репатриировались в Израиль за последние шесть месяцев из Украины, России и Беларуси, только 2653 зарегистрировались в израильской школе. Еще более мрачной была ситуация с детьми украинских беженцев, которые не имеют права на получение гражданства, но решили остаться в Израиле, несмотря ни на что. По данным Министерства образования, из 1224 детей школьного возраста, имеющих этот статус, в школы были зачислены только 288. Это не обязательно означает, что эти дети не будут получать образование.
Некоторые дети, особенно маленькие, могут обучаться на дому у своих родителей, многим из которых еще предстоит найти работу. Некоторые старшеклассники могут предпочесть продолжить обучение в своих украинских школах, многие из которых перешли на дистанционное обучение. Генеральный директор Министерства алии и абсорбции, которому поручено следить за интеграцией всех репатриантов в израильское общество, Дганит Санкар-Ланга рассказала «The Times of Israel», что ее ведомство внимательно следит за ситуацией и обращается к родителям детей, которые еще не зарегистрировались, чтобы побудить их, сделайте это. «Мы создали общую информационную панель с Министерством образования, чтобы отслеживать каждого ребенка, чтобы узнать, поступил он в систему образования или нет. А если нет, то почему они этого не сделали», – заявила Санкар-Ланга. «Мы знаем причину, по которой каждый ребенок еще не был зачислен в школу. Например, мать, которая все еще переезжает, а отец все еще находится на Украине в армии, поэтому они еще не решили, где будет учиться ребенок. Или мать, которая решила, что, поскольку она еще не начала работать, она хочет продолжать быть со своими детьми, которые пережили серьезный травматический опыт, поэтому она не хочет сразу же отправлять их в детский сад. Это всего лишь несколько примеров», – заметила она.
Хотя Санкар-Ланга заявила, что правительство понимает эти соображения, ее Министерство считает, что поступление в израильскую школьную систему представляет собой один из наиболее успешных путей интеграции детей-репатриантов, а также их родителей, в израильское общество. Поэтому ее ведомство продолжает поощрять зачисление в систему образования. «Как и каждый год, мы сосредоточены на образовании, потому что считаем, что это способ обеспечить наилучшую абсорбцию», – подчеркнула Санкар-Ланга. С февраля, когда Россия начала свою спецоперацию на Украине, в Израиль репатриировались более 31000 человек с Украины (более 12000 человек) и из России (почти 19000), что стало крупнейшей волной алии, более чем за два десятилетия.
В отличие от большинства репатриантов в Израиль, эти люди сделали это внезапно и с ограниченной подготовкой, у некоторых из них с собой была только их одежда. Многие также изначально приехали с туристическими визами, начав процесс натурализации только по прибытии в Израиль, в отличие от того, чтобы делать это заранее, что затрудняет отслеживание их действий израильскими властями. «В этом году, в этот особенный год, мы приложили огромные усилия, чтобы найти репатриантов», – рассказала Санкар-Ланга в телефонном интервью в этом месяце. «Эти люди бежали, приехав в Израиль всего с несколькими пластиковыми пакетами, и необязательно прошли через надлежащие каналы. Мы должны были найти их и убедиться, что они знают об услугах, доступных им через местные органы власти».