В Польше планы по строительству музея на месте бывшего лагеря, где содержались рабочие Шиндлера, вызвали протест экологов
Концентрационный лагерь, построенный нацистами в самом сердце этого живописного города, был «внутренним кругом ада» для пережившего Холокост Леона Лейсона, пишет журналист JTA Кнаан Липшиц.
Казни в Плашове, где жили заключенные, работавшие на Оскара Шиндлера, происходили публично и ежедневно. Комендант лагеря Амон Гёт был известным садистом, который стрелял в пленников наугад или спускал на них собак, писал Лейсон после Второй мировой войны. Лейсон, один из сотен евреев, спасенных Шиндлером, немецким промышленником, пережил Плашов в детстве. Тем не менее его «первое впечатление о Плашове как об аде на земле не изменилось», – написал он в книге, опубликованной после его смерти в 2013 году. Сегодня бывшие территории Плашова означают для местного населения совсем другое: они превратились в зону отдыха, где люди выгуливают собак и где проводятся пикники, в одном из последних оставшихся диких зеленых насаждений в быстро облагораживающемся городе. Эти контрастирующие образы Плашова сейчас находятся в центре дебатов о плане превратить холмистую местность, густо заросшую и до сих пор содержащую руины концлагеря, в образовательный и мемориальный центр стоимостью 12 миллионов долларов. План был обнародован прошлым летом при поддержке и участии Еврейской общины Кракова, некоммерческой организации, лоббирующей общинные интересы.
Ранее в этом месяце это вызвало протест в Плашове по поводу вырубки около 500 деревьев, чтобы освободить место для комплекса зданий вдоль юго-западных границ участка площадью 90 акров. Протестующие заявили, что не выступают против строительства музея как такового, а возражают по экологическим соображениям. «Такого не должно происходить в научном центре в центре Европы в разгар климатического кризиса, во время глобального климатического саммита COP26», – написал в «Фйесбуке» Мацей Фияк, лидер протеста 6 ноября. Тогда на месте планируемого музея собрались 200 активистов. «Общая картина такова, что в последние годы в городе вырубили 50000 деревьев, каждый раз вырубая небольшое количество», – заявил Фияк JTA. Растительность, которая разрослась вокруг руин лагерных построек за десятилетия забвения, является лишь частью очарования местности, которую местные жители называют «KL Plaszow» (KL – сокращение от слов «концентрационный лагерей»). Территория привлекает разнообразных посетителей, в том числе любителей пикников, охотников за сокровищами и бездомных. Согласно статье, опубликованной в прошлом месяце в газете «Gazeta Wyborca», некоторые из них жгут костры и засоряют место пластиковой посудой и пустыми бутылками. «Территория бывшего «KL Plaszow» превратилась в мусорную свалку», – гласил заголовок. Недавно «большая группа жителей вышла на пробежку на месте бывшего нацистского концлагеря. Остальные пришли погулять с детьми. Некоторые люди также выгуливали своих собак», – пишут авторы. «В пещерах рядом с бывшим карьером есть кучи отходов (некоторые оставлены бездомными)», – добавили они. Они сообщили, что видели выброшенные подгузники, консервные банки, обертки от кетчупа и отходы. «Кто-то умышленно выбросил пакет из движущейся машины. Мусор упал буквально в нескольких метрах от руин бывшего еврейского кладбища», – написали они.
Городские власти пообещали оставить на участке несколько зеленых зон, застраивая в основном по краям территории. По словам Эдиты Гаврон, известного краковского ученого, специализирующегося на польско-еврейской истории, протест направлен против строительства в Плашове. Она считает, что план города по созданию музея — это работоспособный и справедливый компромисс. «На мой взгляд, протестующие боятся потерять это зеленое пространство, к которому они имеют доступ без каких-либо ограничений и ответственности», – заметила она. «Они боятся, что это будет как-то огорожено, охраняемо. И они не хотят, чтобы это стало туристической достопримечательностью». Такая перспектива стала вероятной благодаря связи с Шиндлером, ставшим известным благодаря книге Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера» 1982 года и фильму Стивена Спилберга 1993 года «Список Шиндлера». Член нацистской партии, Шиндлер использовал свои связи, чтобы спасти около 1200 евреев, вынужденных работать на его заводах.
Он укрыл их там и предотвратил их депортацию. Люди из списка Шиндлера первоначально были интернированы в Плашове, который был построен в 1942 году. Но в 1943 году Шиндлеру удалось перевезти их в соседний комплекс, трудовой лагерь Брюннлиц. Красная армия освободила эти места через год после этого переезда, но благодаря ему «я был освобожден», – заявил Виктор Луис, электрик, переживший Холокост благодаря Шиндлеру, в свидетельстве для Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии. Он добавил, что не работал до конца войны. В Плашове Луис видел, как Гёт стрелял в случайных заключенных с балкона дома коменданта лагеря, – зрелище, подтвержденное многочисленными свидетелями и изображенное Спилбергом в фильме. Гёт также казнил своего кинолога-еврея, потому что, по некоторым данным, собаки предпочитали компанию кинолога, а не Гёта. По словам очевидцев, в Плашове казнили даже эсэсовцев за неисполнение служебных обязанностей. В конце концов, даже СС перестала мириться с выходками Гёта. Он был отстранен от должности в 1944 году по обвинению в коррупции. Польский трибунал приговорил его к смертной казни в 1946 году за убийство около 10000 человек. Останки многих из них находятся в Плашове. Гёт был повешен в тюрьме недалеко от Плашова. «Мы полностью поддерживаем идею сохранения памяти, включая строительство музея», – заметил Фияк, активист, выступающий против плана города. «Но этот план был реализован без консультации с жителями, и многие согласны с тем, что музей на самом деле будет слишком мал, чтобы осмысленно сохранить память об этом месте». Более 11000 человек подписали петицию против планов города относительно Плашова.
Около 1200 человек подписали встречную петицию в поддержку планов города, назвав их «компенсацией за предыдущее пренебрежение болезненными воспоминаниями, оставшимися в истории Кракова». Ни муниципалитет, ни еврейская община Кракова не ответили на просьбу JTA прокомментировать аргументы оппонентов. Некоторые местные евреи также критикуют этот план. «FestivALT», еврейская художественная организация, из Кракова, призвала город прекратить любые акции на 90 дней в ожидании дальнейших консультаций. «FestivALT» организует туры по территории Плашова, посвященные выращиванию там лекарственных растений.
Магда Рубенфельд Коралевска, соучредитель «FestivalALT», сообщила JTA, что муниципалитет недостаточно прозрачен в отношении планов в этом районе и что FestivALT стремится к «более инклюзивным и совместным процессам». FestivALT «глубоко обеспокоен тем, что ряд решений, принятых в этом процессе, поляризуют местных жителей, разрушают хрупкую экосистему этого места и жертвуют реальной возможностью ради более значимого проекта сохранения памяти», – говорится в заявлении организации. Рубенфельд Коралевска заявила, что, по ее мнению, город торопится со своими планами в преддверии 30-летия «Списка Шиндлера». По ее словам, муниципалитет «пытается положить конец десятилетиям забвения, продвигаясь вперед, несмотря на эти опасения. Но в Польше, в частности, и в таком важном месте, как это, решения должны приниматься на основе консенсуса, чтобы обеспечить достойное сохранение памяти в будущем».