В обошедшейся без мер изоляции Швеции евреи оплакивают свои потери
Эпидемия коронавируса сильно ударила по еврейской общине Швеции. Эта болезнь унесла жизни нескольких ее членов, в том числе людей, переживших Холокост.
С самого начала пандемии коронавируса Швеция попала в заголовки СМИ, особенно в связи с решением ее властей принять относительно слабые ограничительные меры вместо мер строгой изоляции, выбранной большинством стран. Стратегия правительства встретила как похвалу, так и критику. По состоянию на 13 мая в стране с населением в 10 миллионов человек зарегистрировано более 27000 заболевших и 3300 умерших. Для сравнения, в Израиле с населением в девять миллионов человек, зарегистрировано около 16500 случаев заболевания и 262 случая смерти.
Среди введенных ограничений власти запретили собрания численностью более 50 человек, закрыли старшие школы и университеты – но не детские сады и начальные школы – и призвали людей применять методы социального дистанцирования.
«Когда началась чрезвычайная ситуация, я очень беспокоилась о нашей системе здравоохранения», – сказала «The Jerusalem Post» Элис Хамбл, стоматолог-еврейка, которая живет в Гетеборге, втором по величине городе Швеции. «Я думала, что у нас было не достаточно коек для интенсивной терапии и больничных коек в целом. Но я вижу, что система справляется. Количество коек увеличилось, и ситуация не так плоха, как я думала. Тем не менее, я думаю, что правительство не смогло защитить пожилых людей, особенно в домах престарелых», – сказала она. «К сожалению, мы видели это и в еврейской общине». Система здравоохранения не обеспечивала адекватной защиты жителей домов престарелых. В еврейском доме престарелых в Стокгольме несколько человек скончались от коронавируса, в том числе люди, пережившие Холокост.
В обращении, опубликованном в начале апреля, Арон Шугальски Верстандиг, председатель Еврейской ассамблеи в Стокгольме и Еврейского центрального совета в Швеции, объявил, что за одну неделю было проведено восемь похорон, что является заметным показателем для общины, которая насчитывает от 15000 до 25000 членов. В целом, еврейские общины были очень осторожны в реализации мер по защите своих членов и проявили большую солидарность, заявил «Post» главный раввин Мальмё Давид Хакоэн. «Нам не нужно было закрывать наши синагоги, но мы решили сделать это еще до того, как это было предложено», – сказал он. «Я думаю, что было очень важно найти убедительные слова с самого начала, также учитывая тот факт, что более половины членов нашей общины старше 60 лет». Помимо прочего, община перевела свои мероприятия в онлайн и отменила летний лагерь для детей на предстоящий сезон.
По словам Хакоэна, пандемия по-разному затронула общины в разных городах. По его словам, хотя в Стокгольме зарегистрировано много смертей, в южной части Швеции, где находится Мальмё, было очень мало случаев заболевания. Относительно стратегии правительства, Хакоэн, который является израильтянином, сказал, что еще слишком рано решать, что является правильным или неправильным, так как весь мир пытается понять, каковы наиболее эффективные меры по сдерживанию вируса. «Однако люди здесь, в Швеции, очень сильно чувствуют личную ответственность», – заявил он. «Они прилагают усилия, чтобы следовать руководящим принципам, и это позволяет каждому по-прежнему иметь возможность выходить на улицу и продолжать определенные виды деятельности, но ответственным образом. Я думаю, что поощрение чувства доверия в отличие от чувства страха является позитивным подходом. Также важно помнить, что здешние политики не принимали никаких решений, а следовали мнению медицинских экспертов».
Община также помогла людям сохранить чувство принадлежности к ней, например, регулярно проверяя состояние всех своих престарелых членов, сказал Хакоэн. 15 мая, впервые за несколько недель, синагога в Мальмё снова откроет свои двери для богослужения в каббалат шабат. «Мы собираемся сделать это, применяя очень строгие меры безопасности, следя за тем, чтобы все, кто приходит, были здоровы, чтобы люди входили по одному и сидели подальше друг от друга», – сказал Хакоэн. «Обычно к нам приходит от 20 до 25 человек. Мы пытаемся понять, как много людей захотят прийти в этот раз. Если эта цифра намного выше, нам может потребоваться предварительная регистрация». «Я чувствую, что люди взволнованы», – сказал он. «Я вижу, как сильно все хотят снова быть вместе».