В новой детской книге будет рассказано о разрушительном пожаре в библиотеке Еврейской теологической семинарии в 1966 году — и о том, как отреагировали соседи
Незадолго до введения режима строгой изоляции в начале 2020 года из-за пандемии Covid-19 автор детских книг Кэролайн Кусин Притчард ждала, чтобы забрать двух своих малышей из дошкольного учреждения в общине «Бет Ам» в Пало-Альто, Калифорния, когда она увидела тонкий том, стоящий на полке в библиотеке синагоги, пишет журналистка JTA Джеки Хайденберг.
56-страничная книга под названием «Огонь! Библиотека горит» раввина Барри Сайтрона подробно описывала историческое событие, о котором она никогда раньше не слышала: пожар в библиотеке Еврейской теологической семинарии в районе Морнингсайд-Хайтс в 1966 году. Пожар стал разрушительным событием для семинарии, флагманского института консервативного иудаизма. Он уничтожил около 70000 книг и 40 свитков Торы из коллекции библиотеки, некоторые из которых были спасены из Польши. Никто из людей не пострадал, но из-за того, как библиотека была построена в башне без окон, единственным способом потушить ее было лить воду сверху, в результате чего были сильно повреждены даже тома, которые ускользнули от пламени.
Внимание Кусин Причард привлек не сам пожар, а то, как отреагировали на него ньюйоркцы, жившие и работавшие рядом со школой, — они вызвались эвакуировать книги из библиотеки и защитить их от необратимого ущерба. Этот ответ находится в центре внимания ее предстоящей детской книги «Хранитель историй», анонсированной на этой неделе и которая должна выйти осенью 2024 года. По словам Кусин Причард, этот эпизод кажется еще более значимым в то время, когда активисты и местные органы власти по всей стране запрещают книги, в том числе некоторые о Холокосте, и ограничивают их использование на полках школьных библиотек. «Я просто никогда не думала, что история о спасении книг будет казаться радикальной в 2023 году», — заметила она. «Люди активно стараются убрать книги из публичных библиотек и школьных полок».
Идея «Хранителя историй», добавила Кусин Притчард, заключается в том, что «для людей не имело значения, что было в книгах. Они просто знали, что существует неотъемлемая ценность, и история рассказывается, а также стремились спасти и защитить книги в целом, священных хранителей нашей человечности».
Книга находится на пути к публикации во время значительных перемен в библиотеке JTS, большом и легендарном учреждении с 400000 томов, включающем значительную коллекцию редких еврейских книг. Библиотека сократила свое пространство после соглашения о продаже части зданий в 2015 году, а совсем недавно привлекла внимание общественности из-за того, что некоторые из ее редких книг были проданы с аукциона. Менахем Шмельцер, главный библиотекарь, руководивший ликвидацией последствий пожара, умер в прошлом году.
Шмельцер, переживший Холокост, родившийся в Венгрии и работавший главным библиотекарем JTS с 1964 по 1987 год, рассказал Кусин Притчард о своих воспоминаниях о пожаре, случившемся в его день рождения. «Он смог поделиться просто великолепными, фактурными воспоминаниями о том, каким был для него этот опыт», — вспоминает она. «Повсюду звучит рефрен о «хранителе историй», — добавила Кусин Притчард, ссылаясь на название книги. «Эта идея о том, «кто такие хранители истории?», связано ли это со зданием? Это страницы книги?»
Кусин Притчард — автор других детских книг на еврейскую тематику. В «Гитти и Квеч», выпущенном в 2021 году, есть персонаж, который всегда жалуется; «Где Поппи?», вышедшая в следующем году, рассказывает о первом Песахе девочки после смерти дедушки. Новую книгу, предназначенную для читателей начальной школы, проиллюстрирует Селина Алко, еврейка, ранее иллюстрировавшая книги о межконфессиональных праздниках и усилиях по спасению чешских детей от нацистов. «Хранитель историй» расскажет о шагах, которые предприняли соседи JTS, чтобы спасти книги, которые не сгорели. Они сформировали импровизированную цепочку, чтобы передать книги из библиотеки, упаковать их в коробки и, в свою очередь, очистить коробки, чтобы освободить место для дополнительных эвакуированных книг. Волонтеры размещали бумажные полотенца между каждой страницей книг, пропитанных водой из пожарных шлангов, что могло стать причиной роста плесени. «Эти волонтеры приехали со всего города и вытерли эти книги бумажными полотенцами, и вы до сих пор можете видеть места, где они приклеивали их скотчем и склеивали вместе на некоторых из этих книг, на страницах», — рассказала Кусин Причард. «Их истории все еще существуют в жизни».
Первоначально Кусин Причард писала черновой вариант с точки зрения человека, которому пришла в голову идея использовать бумажные полотенца для сохранения книг. Но вскоре она поняла, что история была о попытках многих человек спасти содержимое библиотеки, поэтому ни один из персонажей не назван по имени. «Речь шла не об одном человеке», — заметила Кусин Притчард. «Это было о том, как все собрались вместе. Дошкольники, школьники на улице, пасторы, компания, которая услышала об этом и прислала бумажные полотенца, или «General Foods», у которых были эти сублимационные сушилки, и они отправили своих ученых-пищевиков, чтобы попытаться высушить книги сублимацией. Это был коллектив».
Кусин Причард рассказала, что обычно пишет более легкие книги, но как мать троих детей — 6, 4 и 2 лет — она не беспокоится о том, чтобы напугать читателей. «Дети могут взять на себя гораздо больше, чем мы думаем», — заявила она. Она также надеется показать своим юным читателям, что они тоже могут играть роль в защите книг. «В мире, где запрет на книги кажется все более и более нормальным, — заметила она, — история о спасении книг кажется действительно резонансной».