В мемориальном музее «Брестская крепость» открылась выставка «Предвосхищая Нюрнберг. Преступления против человечности в работах Меера Аксельрода»
Она приурочена к 75-летию окончания Нюрнбергского процесса и вынесения приговора главным нацистским преступникам. Выставка, созданная Фондом Александра Печерского, состоит из 23 репродукций работ советского еврейского художника Меера Аксельрода (цикл «Немецкая оккупация»). Кроме того, в экспозиции представлены фотографии периода Великой Отечественной войны, свидетельствующие о зверствах оккупантов.
Уникальность живописных и графических работ Меера Аксельрода заключается в том, что он, не будучи участником военных действий и очевидцем Холокоста, смог создать картины-свидетельства, передающие образ человека на войне, его боль и страдания, героизм и величие. Работы Аксельрода словно бы иллюстрируют две главные статьи обвинения на Нюрнбергском процессе: «Военные преступления» и «Преступления против человечности». «Произведения Меера Аксельрода – это страстное обличение нацизма, крик боли о погибших, надежда на недопущение войн и конфликтов в будущем», – говорится в анонсе выставки в Брестской крепости.
Выставка экспонируется на 1 этаже Музея обороны Брестской крепости до 15 января 2022 года. Куратор выставки – Юлия Макарова.
Справка. Цикл «Немецкая оккупация» в основном создан в годы войны, в 1942-1943 годах в Алма-Ате, где Меер Аксельрод работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Встречаясь с еврейскими беженцами из Польши и Белорусской ССР, он слушал их рассказы о том, чему они стали свидетелями. Ужасы войны потрясают Аксельрода настолько, что он создает одну за другой десятки картин, рисунков, эскизов с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». К работе над циклом Аксельрод возвращается незадолго до смерти, в 1960-е годы. Тогда, в частности, им создана картина «Узник» – единственный прижизненный портрет организатора восстания в лагере смерти Собибор Александра Печерского. В последние годы выставки «Немецкая оккупация» с успехом прошли в художественных и исторических музеях России, Беларуси, Израиля, Хорватии.