Новости

Пугающее напоминание о днях ненависти к евреям в Альберт‑Холле

7 ноября 2021, 16:00 Великобритания
Поделиться

Иногда единственный предмет на выставке может заставить остановиться, потому что он способен вызвать ощущение реальности истории, пишет The Jewish Chronicle.

На выставке в лондонской Библиотеке Винера под названием «Эта фашистская жизнь», посвященной радикальным правым движениям в межвоенной Европе, представлен небольшой листок бумаги. Это листовка‑приглашение, рекламирующая митинг, который провел в октябре 1934 года в лондонском Альберт‑Холле лидер Британского союза фашистов Освальд Мосли. Ее текст, написанный жирными заглавными буквами, гласит: «ВЫ ПРИГЛАШЕНЫ НА ФАШИСТСКИЙ МИТИНГ: ВЫСТУПАЕТ МОСЛИ». Она лежит в стеклянной витрине в своем первозданном виде — точно такой же, какой была в тот день, когда ее раздали потенциальному рекруту, возможно, на станции метро или на местном собрании чернорубашечников.

Детали поразительны. В этой ультраправой деятельности не было ничего тайного. Билеты можно было свободно приобрести в штаб‑квартире Британского союза фашистов на Кингс‑роуд в Челси, при этом стоячие места — бесплатные.

Это был фашизм, рекламировавший себя и представлявший себя патриотизмом. Это был переломный момент в жизненном цикле британского фашизма, между печально известной статьей лорда Ротермира «Ура чернорубашечникам» в Daily Mail и унижением Мосли. Выставка является результатом сотрудничества с проектом «Европейские фашистские движения 1918–1941» при Ливерпульском университете. Куратор выставки Роланд Кларк говорит: «Если мы действительно серьезно относимся к борьбе с экстремизмом, мы должны понимать, каково было людям быть членами фашистских движений».

Каким‑то образом банальное приглашение на фашистский митинг в Альберт‑Холле запечатлело как раз тот любопытный момент, когда кто‑то может оказаться втянутым в орбиту харизматического демагога.

Этот период британского фашизма часто описывают как смехотворный, комическую интерлюдию из романа П. Г. Вудхауза. Но фотография другого митинга, в выставочном центре «Олимпия» в 1934 году, показывает, что 10 тыс. человек воспринимали это достаточно серьезно, чтобы присутствовать там и слушать двухчасовую речь лидера. Это правда, что Новая партия Мосли так и не получила ни одного места в парламенте, но само движение не было шуткой.

На выставке много «эфемерного» с окраин экстремистской политики той эпохи. Есть литература от Национал‑социалистической лиги, возглавляемой Уильямом Джойсом, который позже вещал британским слушателям из Германии во время войны. Еще одна маргинальная фашистская группа, «Британцы», выпустила брошюру, в которой излагаются антисемитские взгляды американского производителя автомобилей Генри Форда.

Легко ссылаться на «исторический тупик» британского фашизма. Но в других местах риторика этих общественных движений, часто столь же маргинальных и неясных по своему происхождению, привела к гораздо более смертоносным последствиям. При осмотре выставки атрибуты немецкого и итальянского фашизма кажутся странно неуместными — настолько знакомы эти образы и нарративы. Но есть логика в том, чтобы представить их на выставке ультраправых движений в межвоенный период, хотя гораздо интереснее менее известные артефакты фашистских движений Румынии, Дании, Франции, Литвы и Хорватии.

Экспозиция выглядит важной поправкой к идее о том, что фашизм и антисемитизм были навязаны либеральным и толерантным странам вторгшимися нацистами. Эти ультраправые движения сформировались задолго до того, как гитлеровские танковые дивизии пересекли границы тех или иных стран. Фашистского интернационализма как такового никогда не было, но ультраправые движения учились друг у друга, и в отдельных странах развивались общие основы популистской идеологии.

В экспозиции есть фотография датского тренера по гимнастике Нильса Буха, пропагандирующего нацизм через спорт в 1936 году, и французских фашистов из «Боевых крестов», тренирующихся в тренажерном зале. «Величие труда» отмечают румынские студенты, гордо позирующие в 1924 году на кирпичном заводе, где они работали в рамках своих фашистских летних лагерей. Некоторые из них зловеще нанесли свастику на голую грудь…

Расцвет идеологии фашизма между войнами — знакомая история от уроков в школах до телеканала History Channel, и всегда трудно дать ей новую жизнь. Но куратор Барбара Уорнок и команда Библиотеки Винера сделали все возможное, чтобы максимально полно включить исторический нарратив в разделы фашистских движений разных стран. Помещение британских фашистов в этот контекст помогает избежать самоуспокоенности, мысли, что здесь не могло произойти чего‑то более зловещего, и помогает понять, почему же этого в результате не произошло: неспособность закрепиться в парламенте, сопротивление профсоюзных активистов и еврейских антифашистов, отвращение к бандитизму чернорубашечников… Но этого не случилось не потому, что британцы застрахованы от антисемитизма. Удручающая правда, как показали недавние события в Лейбористской партии, в том, что эта форма предубеждений всегда остается с нами.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции