Новости

В марокканских учебниках делается упор на еврейскую историю

2 октября 2022, 13:00 образование
Поделиться

Согласно анализу, проведенному Антидиффамационной лигой (ADL), школьные учебники в Королевстве Марокко способствуют признанию евреев и рассказывают учащимся об их вкладе в развитие страны, пишет журналистка «The Algemeiner» Дион Дж. Пьер.

В 2020 году Марокко стало первой арабской страной, включившей еврейскую историю в школьную программу. Об этом решении было объявлено после подписания Соглашений Авраама, нормализовавших отношения с Израилем. Обзор новой учебной программы, проведенный ADL, является первым с тех пор, как сближение Израиля и Марокко открыло то, что, как многие надеются, станет новой эрой на Ближнем Востоке.

«В учебниках для начальной школы евреи изображаются как неотъемлемая часть марокканского общества, чье наследие и общественный вклад являются национальным достоянием», — заявила ADL 29 сентября. «Это контрастирует с учебниками в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, где евреев постоянно демонизируют, а положительных описаний евреев мало». В одном примере из учебной программы, который привела ADL, была история под названием «В гостях у Сами» о дружбе между тремя еврейскими и мусульманскими марокканскими молодыми людьми, Сами, Ибрагимом и Идрисом. Он заканчивается тем, что мать Сами подает им в шабат «аппетитное блюдо» под названием «скинха». «Прежде чем покинуть дом Сами, Идрис от нашего имени поблагодарил Сами за гостеприимство, и Ибрагим пригласил нас к себе домой в следующую пятницу, чтобы еще раз попробовать вкуснейшее блюдо из нашей марокканской кухни», — говорится в рассказе.

Другие подчеркивали конституционную приверженность Королевства борьбе с дискриминацией, находя ее истоки в долгой истории сосуществования и культурного обмена между его христианами, мусульманами, евреями и различными этническими группами. «Марокканские евреи были многочисленны в сельской местности и городах», — говорится в учебнике под названием «Тысяча лет марокканской еврейской истории». «Это помогло им жить в мире со своими соотечественниками – мусульманами, с которыми у них были общие интересы». ADL также указала на комментарии в учебной программе о еврейских кузнецах, фермерах и ученых, а также на добавление в учебную программу изучения Холокоста. «Филосемитизм, выраженный в учебниках, является отражением многовекового существования евреев в Марокко, относительной безопасности и комфорта еврейской общины на протяжении многих лет, а также принципиальной позиции Королевства против любых форм дискриминации и религиозной ксенофобии, в том числе тех, которые могут привести к насилию», — заключила ADL.

Другие страны Ближнего Востока «потихоньку» добиваются прогресса в деле искоренения антисемитизма из своей учебной программы и признания вклада евреев в культуру и гражданское общество, сообщила в июле израильская организация по надзору за образованием «Impact-se», которая опубликовала отчеты о палестинских, иранских, турецких и ряде других учебных программ по всему Ближнему Востоку. Катарские чиновники, например, удалили антисемитский контент, описывающий евреев как вероломных, аморальных и ответственных за поражение Германии в Первой мировой войне, из своей учебной программы, но материалы об арабо-израильском конфликте сохранили свой «антиизраильский» националистический нарратив».

Кроме того, катарская учебная программа по-прежнему узаконивает насилие в отношении Израиля и выступает против усилий по нормализации его отношений с арабскими государствами. В январе генеральный директор «Impact-se» Маркус Шефф охарактеризовал учебники в Объединенных Арабских Эмиратах как «самую толерантную и миролюбивую учебную программу для арабского или мусульманского населения, которую институт рассмотрел за более чем четверть века исследований». Тем не менее некоторые части учебной программы оставались «враждебными» по отношению к евреям, в том числе урок 11-го класса, описывающий, как Мухаммед наполнял «еврейские сердца ужасом» — поскольку, как говорится в отчете, «они якобы нарушили обязательство поддерживать Мухаммеда». В уроке, взятом из отрывка из хадиса, учащимся предлагается не «походить на евреев». И в материалах ничего не говорится ни о Холокосте, ни об истории евреев или других меньшинств на Ближнем Востоке.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции