В Италии выпущен комикс, посвященный истории знаменитой еврейки, жившей в 16 веке
Грандиозная история жизни знаменитой еврейки, жившей в 16 веке, нашла воплощение в комиксах «Странствующая еврейка», сообщает «The Times of Israel».
Написанный Джанлукой Пиредда и проиллюстрированный Лео Сгарби, комикс рассказывает о полной приключений жизни доньи Грации Наси (1510–1569), отважной женщины, которая бросила вызов условностям и боролась за религиозную свободу для себя и своих собратьев-евреев в тени испанской инквизиции. Опубликованный в популярном итальянском еженедельнике «Lanciostory», графический роман рассказывает о Наси, одной из самых богатых евреек эпохи Возрождения, которая была вынуждена изображать христианку вместе с другими криптоевреями-сефардами.
Создатели «Странствующей еврейки» смешали реальность и фэнтези, объединив Наси и «Даго», вымышленного главного героя популярного комикса, созданного в 1980 году южноамериканским писателем Робином Вудом. Даго дебютировал в «Lanciostory» в 1983 году, и теперь его приключения придумывают уже в Италии. «Он персонаж эпохи Возрождения, который путешествовал по миру, даже прибыл в Америку конкистадоров, проехал по Европе и Африке», – рассказал Пиредда The Times of Israel. «Это классическая фигура, типичная для романов, которая покоряет и очаровывает читателей. Даго встречается с историей, а история встречается с Даго, как в случае с Грацией Наси».
Пиредда заявил, что его цель — изобразить жизни людей, оставивших «неизгладимый след» в 16 веке. Он подчеркнул, что Грация, известная как «странствующая еврейка» поскольку ей часто приходилось переезжать из-за преследований инквизиции, была очень влиятельной, но забытой позднейшими поколениями личностью.
Ее достойная история
Наси родилась в 1510 году в семье испанских евреев, бежавших в столицу Португалии Лиссабон во время испанского изгнания 1492 года, чтобы продолжить исповедовать свою религию. Пять лет спустя они были вынуждены принять христианство вместе с остальными евреями Португалии. При рождении Наси дали христианское имя Беатрис де Луна, и, хотя ее семья внешне объявила себя христианской, она выросла в иудейских традициях. В 1528 году, в возрасте 18 лет, Наси вышла замуж за Франсиско Мендеса, который участвовал в международной торговле специями в Лиссабоне. Вскоре она поняла, что не хочет оставаться в Португалии, и после безвременной смерти мужа решила переехать в Антверпен, где ее шурин жил и управлял семейным бизнесом. Наси помогла большая община сефардских евреев, которые также поддерживали тех, кто хотел отправиться в Турцию через Италию.
Между 1542 и 1543 годами положение евреев в Антверпене ухудшилось. Грация поспешила уехать в конце 1544 года, завладев половиной значительных активов компании после смерти ее шурина. Наси бежала в Италию, жила в Венеции и Ферраре, прежде чем в конечном итоге перебрался в Константинополь, столицу Османской империи. Когда она жила в Ферраре между 1549 и 1552 годами, Наси профинансировала издание Феррарской Библии на ладино, способствовала публикации текстов для криптоевреев и помогала возвращать в иудаизм евреев, насильственно обращенных в христианство. Затем она ненадолго переехала в Венецию, прежде чем уехать в Турцию в 1553 году.
В то время султан искал людей, искусных в торгово-экономической деятельности, и поэтому евреи нашли безопасное убежище в Османской империи. В Константинополе Наси стала популярной в еврейской общине, а ее щедрость помогла накормить бедняков из числа членов общины.
Некриминальное чтиво
«Странствующая еврейка» основана на реальных событиях. Как отмечает Пиредда, речь идет о ее последнем пребывании в Италии, когда ей удалось уехать из Венеции в Турцию. «С Даго связывается доктор Моисей Хамон – реальный человек – личный врач султана Сулеймана и друг Грации Наси. Хамон попросил Даго помочь в освобождении Грации, заключенной в венецианскую тюрьму», – говорит Пиредда. Кроме того, через воспоминания Грации рассказывается о ее побеге с Пиренейского полуострова, жизни в Антверпене и т.д. «Читатели могут заново пережить атмосферу того времени через различные вымышленные боевые сцены до прибытия Грации в порт, откуда она уезжает в Турцию», – подчеркнул Пиредда. Он отметил, что Грация «тайно жила в соответствии со своей культурой и принципами», но это дорого ей стоило, вынуждая переезжать из города в город.
«Меня очаровала именно ее способность противостоять невзгодам. Сегодня мы можем сказать, что она была стойкой женщиной, примером феминизма своего времени, сильной и смелой», – заключил Пиредда.