Новости

В Иерусалиме найдены неповрежденные участки крепостной стены эпохи Первого Храма, хотя согласно библейскому повествованию они были разрушены

16 июля, 18:00 Археология
Поделиться

Продолжающиеся раскопки в Иерусалимском национальном парке «Город Давида» выявили ранее остававшуюся неизвестной часть крепостной стены периода Первого Храма, которая была пробита, но, по-видимому, не полностью разрушена вавилонянами, сообщает «The Times of Israel».

Согласно стиху 10 главы 25 2-й книги Царей, «вся халдейская (вавилонская) сила, которая была с начальником стражи, разрушила стены Иерусалима со всех сторон». Но эта недавно найденная сохранившаяся часть восточной городской стены, соединенная с двумя ранее раскопанными и задокументированными частями, означает, что потенциально вся восточная стена на самом деле не была разрушена завоевателями – вавилонянами. Благодаря этому открытию археологи теперь могут реконструировать участок стены, окружавшей древнюю столицу Иудейского царства накануне ее разрушения, которое отмечается 9 ава, в этом году выпавшее на 18 июля.

Новая восточная секция соединяется с двумя другими ранее обнаруженными соседними секциями стен, обнаруженными в 1960-х годах британским археологом Кэтлин Кенион и в 1970-х годах археологом Игалом Шилоахом. Соединив точки на карте, мы получим почти непрерывную 200-метровую крепостную стену на восточном склоне Города Давида, обращенную к Кедронской долине. Этот новый участок был обнаружен во время раскопок в 2020 году.

Крепостная стена была построена в конце 8-го века или в начале 7-го до н. э., сообщил 14 июля «The Times of Israel» содиректор раскопок Израильского управления древностей (IAA) доктор Джо Узиэль, который также является главой отдела свитков Мертвого моря IAA. До сих пор неясно, были ли сооружены укрепления до осады города ассирийцами в 701 г. до н.э. или позже. Определение более точной даты невозможно с учетом имеющихся археологических данных, заявил Узиэль.

Новая находка положила конец продолжающимся спорам среди археологов о том, действительно ли ранее известные участки стены использовались как укрепления или в качестве опорных стен для строительства на крутом 30-градусном склоне восточной части города. Одна из причин, по которой археологи традиционно утверждали, что эти существующие участки не могли быть использованы как укрепления, заключается в том, что библейское повествование говорит о том, что крепостные стены были разрушены воинами – завоевателями. Таким образом, предположительно, согласно аргументам, участки стены, которые остались стоять, должны были служить другой цели. Но теперь, «при нынешнем обнаружении участка, который почти физически соединяет два ранее известных участка, становится ясно, что есть стена, которая тянется на сотни метров», – отметил Узиэль.

Этот длинный участок стены на восточном склоне, соединенный с ранее известными участками укреплений Иерусалима в других частях города, таких как Широкая стена Еврейского квартала (45 метров в длину, 23 метра в толщину) означает, что только это ее на значение имеет смысл», – заявил Узиэль. По словам доктора Филипа Вукосавовича из Исследовательского центра Древнего Иерусалима в видеоролике, опубликованном 14 июля, нынешняя часть стены составляет около 5 метров в ширину и около 3 метров в высоту. «Мы почти подошли к концу дискуссии – хотя археологи любят спорить, – смеется Узиэль, – но похоже, что у нас есть отрезок укреплений времен Первого Храма».

По словам содиректоров раскопок Вукосавовича, Узиэля и Ортала Халафа из IAA, «городская стена защищала Иерусалим от нападений во время правления царей Иудеи, пока не прибыли вавилоняне, которым удалось прорваться через нее и завоевать город. Однако не все было разрушено, и части стен, которые стояли и защищали город на протяжении десятилетий и более, стоят и по сей день».

Как описано в 25-й главе библейской 2-й Книги Царей и в главе 39 Книги Ирмияху, армия вавилонского царя Навуходоносора II держала древний Иерусалим в длительной осаде, пока «в городе не разразился голод». Затем вавилонская армия пробила стены города, после чего царь Цидкиягу и его воины бежали. Впоследствии, согласно стиху 10 главы 25 2-й Книги Царей, «вся халдейская вавилонская армия, которая была с начальником стражи, разрушила стены Иерусалима со всех сторон». Однако не все ученые считают, что этот текст следует понимать буквально как означающий, что все стены, окружавшие весь город, были снесены.

Джошуа Берман, профессор библеистики в Университете Бар-Илан, заявил «Times of Israel» в электронном письме, что подавляющее большинство английских переводов передают этот стих в манере Новой пересмотренной стандартной версии (NRSV). «Вся армия халдеев, которые были с начальником стражи, разрушила стены вокруг Иерусалима». «Смысл этого стиха в том, чтобы сказать нам, что вавилоняне не просто проникли сквозь городские стены. Они хотели положить конец мятежу Иуды и разрушили стены вокруг города, чтобы их было сложно восстановить. Вавилонянам не нужно было разрушать все стены, чтобы достичь этой цели», – заметил Берман.

Подобно тому, как открытие нового участка стены ставит под сомнение полное разрушение стен, недавние раскопки в других частях Города Давида показали, что город, вероятно, не был полностью заброшен. Раскопки показали, что беженцы от вавилонского завоевания использовали обломки разрушенных зданий для создания новых небольших домов на окраинах древнего Иерусалима. Сейчас команда археологов Узиэля реконструирует жизнь жителей города до его падения.

Внутри здания, примыкающего к новому участку стены, были обнаружены остатки разбитых кувшинов с ручками с оттиском в виде розетки, свидетельствующие о последних годах Иудейского царства. Также возле стены была найдена каменная вавилонская печать с изображением фигуры, стоящей перед символами двух вавилонских богов Мардука и Набу. Археологи также обнаружила глиняную буллу (оттиск печати), на которой было написано иудейское личное имя «Цафан». Это один из десятков оттисков и печатей той эпохи, обнаруженных в Иерусалиме. Согласно Узиэлю, имя Цафан было найдено на других глиняных печатях по всему Иудейскому царству и особенно в Иерусалиме. Он заявил, что это имя связано с чиновниками, возглавляющими бюрократическую администрацию царства, что, возможно, еще раз показывает, что единственные вещи, в которых можно быть уверенным в этом мире, – это смерть и налоги.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции