В Иерусалиме найдена древняя монета, связанная с восстанием евреев против римлян
Для современных археологов древние монеты нашёптывают секреты о жизни в свое время. Бронзовая монета времен восстания Бар-Кохбы, недавно обнаруженная в Старом городе Иерусалима, не является исключением.
Монета, представленная Израильским управлением древностей (IAA) перед Лаг ба-Омером, представляет собой уникальную находку. Среди прочего, Лаг ба-Омер традиционно отмечает день, когда прекратилась чума, уничтожившая 24000 учеников великого мудреца рабби Акивы. Рабби Акива был горячим сторонником Бар-Кохбы, и более поздние интерпретации также связывали праздник с восстанием.
Как пояснил «The Jerusalem Post» Дональд Цви Ариэль, глава монетного отдела IAA, только четыре из 22000 древних монет, найденных в Старом городе, можно отнести к периоду Бар-Кохбы и восстания против римлян, которым он руководил около 132 -135 г. н.э., после того как римляне основали колонию в этом районе и построили на Храмовой горе храм, посвященный Юпитеру. «Иерусалим был целью и боевым кличем повстанцев Бар-Кохбы, но они так и не завоевали город», – отметил Ариэль. «Об этом свидетельствует и небольшое количество отчеканенных ими монет, найденное в городе. Это первый раз за 40 лет, когда одна из таких монет была найдена в этом районе».
Еще одна особенность, которая делает монету настолько редкой, — это тот факт, что вместе с гроздью винограда на одной стороне и пальмой на другой – обычные символы на таких монетах — на монете имеется надпись «Иерусалим» древнееврейскими буквами. Надпись на обратной стороне гласит: «Второй год свободы Израиля».
Монета была обнаружена в ходе раскопок, проведенных IAA и финансируемых Фондом «Ir David Foundation» (Elad) в Археологическом парке Уильяма Дэвидсона, расположенном между Храмовой горой и городом Давида. Парк находится под надзором «Компании по реконструкции и развитию Еврейского квартала в Старом городе Иерусалима».
Ариэль объяснил, что в те времена монеты также использовались в качестве пропагандистского инструмента, чтобы делать какие-то объявления – например, о приходе к власти нового царя – или извещать о чем-то. «Это было особенно верно в отношении серебряных монет, в то время как бронзовые монеты, менее ценные, чаще использовались при экономическом обмене», – сказал он. «Во времена Хасмонеев евреи не чеканили свои серебряные монеты. Впервые со времен власти персов такие монеты чеканились в Иерусалиме во время Первого еврейского восстания против римлян между 66 и 70 годами, и они недвусмысленно заявляли: «Мы здесь – независимый от римлян народ».
Повстанцы Бар-Кохбы также хотели подтвердить, что они присутствуют на политической карте и делали антиримские заявления на своих монетах». Профессор указал, что бронзовые монеты, подобные недавно обнаруженной, могли быть пропагандистским инструментом на более низком уровне, но их чеканка, использование их при торговле и сборе налогов все еще несли политический посыл.
Один из вопросов, который возникает из-за открытия монеты, заключается в том, как они попали в район Старого города, если повстанцы никогда не доходили до этих мест. Ариэль подчеркнул, что возможное объяснение состоит в том, что монета была своего рода сувениром, подобранным римским солдатом и принесенным обратно в лагерь его легиона. «Возможно, он нашел ее в кармане своей жертвы из числа повстанцев и принес с собой», – заявил археолог. «Вы можете использовать монеты, чтобы узнать об истории. Бар-Кохба хотел завоевать Иерусалим, но ему это не удалось, и после этого периода еврейская независимость исчезла на 2000 лет», – заключил он.