В Эрбиле немногие оставшиеся евреи Ирака цепляются за исчезающее наследие
Выросший в Ираке, Омар Фархади готовил ужин своим соседям-евреям, когда они отдыхали в шабат. Их осталось немного, и их наследие тоже рискует исчезнуть.
Корни еврейства есть по всему Ираку: Авраам родился в Уре на южных равнинах, а Вавилонский Талмуд, центральный текст иудаизма, был составлен в одноименном городе в центре современного арабского государства. Согласно переписи населения Османской империи 1917 года, евреи составляли 40% населения Багдада. Но после создания Израиля в 1948 году региональная напряженность резко возросла, и развернулись антисемитские кампании, вынудившие большинство иракских евреев бежать.
На севере курдская региональная столица Эрбиль когда-то была сердцем древнего королевства Адиабене, которое обратилось в иудаизм в 1 веке и помогло финансировать строительство Иерусалимского Храма. Сегодня иракцы с теплотой вспоминают друзей и соседей-евреев, в том числе 82-летний Фархади, чей отец владел магазином в районе Эрбиля, где преобладают евреи. У самого Фархади было несколько одноклассников-евреев в школе, и он учил английский у еврейского учителя Бенхаза Исра Салима. «Однажды в начале 1950 года профессор Бенхаз пришел попрощаться с нашим учителем арабского языка. Они обнялись и начали плакать, потому что Бенхаз уезжал в Израиль», – вспоминает он. «Все мы, ученики, тоже начали плакать. Это был конец евреев в Эрбиле».
Слабеющие связи
Примерно 150000 евреев, все еще находившихся в Ираке в 1948 году, бежали: к 1951 году 96% из них уехали. Остаться означало столкнуться с растущей дискриминацией и экспроприацией собственности. После вторжения под руководством США в 2003 году некоторые евреи были доставлены в Израиль специальными эвакуационными рейсами, в то время как другие уехали в последующие годы межрелигиозной войны. Согласно дипломатическим телеграммам, опубликованным «Wikileaks», к 2009 году в Багдаде оставалось всего восемь евреев. Однако междоусобное насилие не охватило курдский регион. Закон 2015 года в этой зоне признал иудаизм защищаемой религией и учредил должность официального представителя, должность которую сейчас занимает 58-летний Шерко Абдаллах.
По словам Абдаллаха, закон и отсутствие кровопролития на религиозной почве в этой зоне создали среду «большего сосуществования» по сравнению с федеральными территориями на юге. Тем не менее из примерно 400 семей еврейского происхождения, живущих в курдской зоне, в последние годы некоторые обратились в ислам. «Большинство других исповедуют иудаизм тайно, потому что признание того, что вы еврей, по-прежнему является деликатным вопросом в Ираке», – замечает Абдаллах, добавляя, что его «связи» с мусульманским большинством помогли ему обезопасить себя. Однако подлинное чувство идентичности все еще отсутствует.
Он обратился за официальным разрешением на строительство еврейского общинного центра, но не получил официального разрешения. «Я хочу, чтобы еврейский лидер приехал и научил нас надлежащим обычаям, но в нынешних условиях это невозможно», – добавил Абдаллах. А связь между несколькими оставшимися семьями и примерно 219000 евреев иракского происхождения в Израиле – самой большой группой выходцев из Азии – ослабевает. «Теперь иракские евреи, которые уехали в Израиль в 1950-х годах, все еще могут попасть в курдский регион со своими иракскими удостоверениями личности», -говорит Абдаллах. «Но через пять лет они умрут, и все отношения будут разорваны».
История в руинах
Многие еврейские дома были захвачены иракским государством до 2003 года, а еврейские школы, магазины и синагоги по всей стране в основном разрушаются из-за отсутствия ремонта. На севере дела обстоят немного лучше. В Музее образования Эрбиля, расположенном в старейшей начальной школе города, есть зал, посвященный Даниэлю Кассабу, известному еврейскому курдскому учителю рисования и живописцу. Жители Халабджи, Заху, Койсинджака и других частей Курдистана по-прежнему ссылаются на старые «еврейские кварталы», когда указывают дорогу в своих родных городах. В Аль-Коше гробница еврейского пророка Наума восстанавливается за счет гранта в размере 1 миллиона долларов, а также средств местных властей и частных пожертвований. Багдад и Вашингтон ведут переговоры о возвращении Иракского еврейского архива, включающего более 2700 книг и десятки тысяч документов, вывезенных в США после вторжения.
Такие инициативы могут спасти еврейское наследие по всей стране, в том числе в Багдаде, где жил Эскелл (Иехезкель) Сассун, первый министр финансов Ирака при британском мандате. Сассун создал первую финансовую систему Ирака и привязал его валюту к золоту. «Он был одним из столпов истории Ирака. Второго такого человек не будет», – говорит Рифаат Абдерраззак, эксперт по еврейскому наследию Багдада. Но сегодня дом Сассуна на берегу реки Тигр в столице заброшен и частично разрушен. «Не осталось почти ничего из прекрасного еврейского наследия Багдада», – сетует Абдерраззак. «Там почти ничего нет, кроме воспоминаний».