В Египте впервые в истории прошел трехсторонний саммит лидеров Израиля, Египта и Эмиратов
Премьер-министр Нафтали Беннет 21 марта ездил в Египет на первый в истории трехсторонний саммит лидеров Израиля, Египта и Эмиратов, сообщил «The Times of Israel» египетский чиновник, подтвердивший сведения о неофициальном визите премьер-министра в курортный город Шарм-эш-Шейх на Синае, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.
По словам чиновника, Беннет впервые встретился президентом Египта Абдель-Фаттахом Аль-Сисси вскоре после прибытия в город. Офис премьер-министра еще не прокомментировал поездку, которая состоялась через несколько дней после того, как Израиль объявил об открытии нового маршрута между аэропортом «Бен-Гурион» и Шарм-эш-Шейхом. Ожидается, что полеты начнутся уже в следующем месяце, в течение недели праздника Песаха. Эта новость широко освещалась израильскими СМИ, хотя в египетской прессе о ней почти не упоминалось.
В последний раз Беннет встречался с Аль-Сисси в сентябре, на первом подобном саммите между израильскими и египетскими лидерами более чем десять лет назад. Премьер-министр встретился с наследным принцем ОАЭ шейхом Мухаммедом бен Зайедом Аль-Нахайяном в декабре, когда он совершил первый в истории визит премьер-министра Израиля в страну Персидского залива. Бен Зайед также приземлился в Шарм-эш-Шейхе 21 марта, через несколько дней после приема президента Сирии Башара Асада – шаг, резко осужденный администрацией Байдена, которая до сих пор сопротивлялась объединению усилий растущего числа лидеров Ближнего Востока по «нормализации» статуса сирийского лидера.
Трехсторонний саммит ознаменует последнее событие в цепочке, начатой подписанием Соглашений Авраама, заключенных в 2020 году при посредничестве администрации Трампа в, результате которых Израиль нормализовал отношения с ОАЭ, Бахрейном и Марокко. Хотя администрация Байдена до сих пор не смогла расширить эти соглашения, она приложила усилия, чтобы включить в них Египет и Иорданию, которые уже имели связи с Израилем. Соглашения о нормализации привели к укреплению блока ближневосточных стран, заинтересованных в противодействии влиянию Ирана в регионе. Встреча 21 марта прошла на фоне переговоров между Ираном и мировыми державами в Вене о новом соглашении по иранской ядерной программе, которые, как считается, близки к завершению. Соглашение по иранской ядерной программе, несомненно, было на повестке дня в Шарм-эш-Шейхе, поскольку Израиль стремится к дальнейшей координации со своими арабскими союзниками по этому вопросу.
В то время как Иерусалим решительно выступает против совместного возвращения США и Ирана к соглашению, официально известному как Совместный всеобъемлющий план действий, Каир и Абу-Даби считаются более дружественными к возрождению соглашения. Но обе страны обеспокоены поддержкой Ираном своих вассалов по всему региону, но утверждают, что без соглашения Иран приблизится к созданию атомной бомбы еще быстрее. Однако Беннет может использовать саммит, чтобы заручиться поддержкой Египта и ОАЭ в своей публичной кампании против сообщений о планах США исключить иранский Корпус стражей исламской революции из списка террористических организаций.
18 марта он и Лапид опубликовали совместное заявление, в котором выразили обеспокоенность по поводу возможности этого шага, заявив: «Даже сейчас террористическая организация КСИР пытается убить некоторых израильтян и американцев по всему миру. К сожалению, по-прежнему сохраняется решимость подписать соглашение с Ираном о его ядерной программе практически любой ценой, включая заявление о том, что крупнейшая в мире террористическая организация не является террористической организацией. Это слишком высокая цена». В ответ американский чиновник сообщил «The Times of Israel», что США «готовы принять трудные решения, чтобы вернуть ядерную программу Ирана в рамки СВПД», не отрицая, что вопрос об исключении КСИР из списка уже обсуждался.