В британской пьесе антисемитизм рассматривается через личную историю
Так близко. Так далеко друг от друга. Пропасть грозит разверзнуться между двумя влюбленными разного происхождения в пьесе «Один еврейский мальчик», премьера которой состоится в США в постановке «Театра J», пишет журналистка «The Washington Post» Селия Рен.
Тщательно продуманная пьеса Стивена Лоутона исследует, как страх и расхождения в культурных взглядах осложняют отношения британской пары после того, как один из партнеров подвергается жестокому антисемитскому нападению. «Ты думаешь, не так ли, что я никогда этого не пойму?» — в какой-то момент с упреком говорит женщина Алекс, обвиняя своего бойфренда-еврея Джесси в том, что он сомневается в ее сочувствии и понимании.
Напряженный и поначалу радостный роман между Алекс (Аланна Сондерс), представительницей смешанной расы, и Джесси (Дэнни Гэвиган) начинается, когда им за 20. Лоутон рассказывает об отношениях на протяжении почти двух десятилетий, мастерски используя воспоминания, чтобы передать информацию, в том числе о нападении на Джесси, и усилить остроту истории. Под руководством Джоанны Грюнхут актеры отдают должное этой остроте, в том числе в ярких сценах флирта, романтики и нежного подшучивания.
Сондерс, в частности, восхитительно подчеркивая дерзкую живость Алекс, которая во время одного всплеска изобилия закутана в пурпурную мишуру. Гэвиган улавливает уязвимость Джесси, и оба исполнителя ловко подчеркивают изменения в своих персонажах по мере смещения временных рамок. (Помогают красноречивые костюмы Даниэль Престон.) В одной особенно милой сцене, изображающей одно из первых свиданий пары, они врываются в лондонский Олимпийский парк, где курят косяки и болтают на такие темы, как ханукальные традиции и свойства ветра.
«Я хочу сказать магниты?» легкомысленно размышляет Джесси о том, как работает ветер. «Но большие магниты», — вставляет Алекс. «Огромные. Межпланетные». Такие оптимистичные моменты усиливают душевную боль, когда расходящиеся мировоззрения дуэта и опыт работы с различными видами предубеждений выливаются в обиды, споры о политике (зрители, возможно, захотят освежить свою память о британских либеральных демократах) и даже жаркую ссору из-за употребления чипсов.
Уместно строгая декорация Дебры Ким Сивиньи с лестницами и формами, похожими на рамы для картин в ярко-белом цвете, заменяет несколько мест, в том числе районы Лондона, смысл названий которых, возможно, значил больше для зрителей, когда в 2018 году состоялась премьера пьесы. Проекции «Лихорадочных снов», разработанные Дэнни Дебнером, и звуковое оформление Мэтью М. Нильсоном, периодически напоминают об антисемитской атаке и мучительном переживании Джесси заново.
Когда «Один еврейский мальчик» дебютировал в Лондоне, он также был встречен ксенофобскими ответами, такими как оскорбления в социальных сетях и сорванные афиши. В связи с ростом числа антисемитских инцидентов в Соединенных Штатах и Соединенном Королевстве в последние годы центральная тема пьесы стала еще более навязчивой и актуальной.