Новости

В Берне открывается выставка, посвященная работе по определению происхождения картин из коллекции Гурлитта

15 сентября 2022, 19:00 искусство
Поделиться

Когда бернский музей унаследовал впечатляющую коллекцию из примерно 1600 произведений искусства, в том числе картин таких мастеров, как Моне, Гоген и Пикассо, он провел семь месяцев, размышляя, принять ли это предложение, пишет AFP.

Коллекция, переданная Художественному музею в 2014 году Корнелиусом Гурлиттом, чей отец Хильдебранд Гурлитт работал арт-дилером на нацистов, включала работы, изъятые у владельцев – евреев во время Второй мировой войны. Новая выставка «Подведение итогов. Гурлитт в обзоре» рассказывает о действиях музея по изучению происхождения экспонатов и проблемах определения своих обязательств перед лицом бурного наследия Гурлитта.

Выставка, которая будет проходить с 16 сентября до середины января, проводится после того, как в прошлом году музей договорился, как обращаться с произведениями, происхождение которых осталось неопределенным. Он отказался от 38 произведений, которые, как известно или подозревается, были изъяты нацистами, но решил оставить 1091 произведение, информация о происхождении которых была неполной, но не указывала на изъятие. Некоторые назвали это решение аморальным, но музей нанес ответный удар, подчеркнув «большую ответственность», которую он взял на себя, приняв завещание Гурлитта.

«Мы разработали категории, чтобы иметь возможность принять обоснованное решение» на основе происхождения и любых возможных признаков изъятия, — заявил член совета музея и эксперт по правовым вопросам во время презентации выставки Марсель Брюлхарт. «Я думаю, что мы нашли справедливое решение».

«Иллюзия»

Живя в захламленной мюнхенской квартире, окруженный картинами Шагала и Матисса, Корнелиус Гурлитт неожиданно оказался в центре внимания после того, как немецкие налоговые органы обнаружили часть его коллекции в 2012 году. Перед тем, как он умер в 2014 году в возрасте 81 года, человек, которого СМИ назвали эксцентричным отшельником, заключил соглашение с правительством Германии о том, что любые изъятые работы будут возвращены их законным владельцам. Бернский музей, который он назвал своим единственным наследником, заявил, что выполнит это желание, и приступил к попытке определить происхождение каждого предмета.

Было установлено, что некоторые из работ были конфискованы у евреев нацистами и проданы, конфискованы как «дегенеративные» работы или проданы их убегавшими владельцами – евреями по низкой цене. «Это иллюзия — думать, что мы когда-нибудь получим полное представление» о происхождении всех произведений искусства, — заявил Брюлхарт AFP. «История движется вперед, и многие документы были уничтожены». Он подчеркнул, что Хильдебранд Гурлитт всю свою жизнь собирал произведения искусства, но работал на Третий рейх только «очень ограниченный период времени». Брюлхарт заметил, что, по его мнению, дело Гурлитта стало настоящим «поворотным моментом», показав, что можно найти справедливые решения даже в тех случаях, когда знания о происхождении произведения остаются неполными.

«Полная прозрачность»

Директор музея Нина Циммер рассказала, что они с самого начала стремились к «полной прозрачности» уникального международного исследовательского проекта по происхождению картин. По ее словам, она пыталась переосмыслить предыдущий опыт, когда появлялась новая информация, и искала справедливые решения с любыми возможными правообладателями, даже в тех случаях, когда происхождение не было полностью установлено. На данный момент возвращено 11 работ, в том числе давно потерянная картина Матисса «Сидящая женщина», которая была возвращена семье покойного арт-дилера Пауля Розенберга в 2015 году. По словам Брюлхарта, почти 30 работ все еще оспариваются.

Нынешняя выставка является третьей выставкой в бернском музее, посвященной коллекции Гурлитта, после выставок в 2017 и 2018 годах. В ней подробно рассматриваются этические принципы, правовая база и результаты исследовательского проекта по поиску сокровищ Гурлитта, сообщил AFP куратор Никола Долл. В 14 отдельных тематических пространствах представлено около 350 экспонатов, в том числе исторические документы, связанные с завещанием из национальных архивов Германии, Франции и Швейцарии. Среди выставленных произведений искусства из коллекции такие мастера, как Сезанн, Кандинский, Мунк и Роден.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции