Уникальный концерт в Карнеги-холле в честь японского дипломата Сугихары, спасшего 6000 евреев
На протяжении большей части своей жизни Тиунэ Сугихара не получил особого признания за действия, которые он предпринял в качестве вице-консула Японии в Литве накануне Второй мировой войны: спасение около 6000 евреев из Польши и других мест от нацистской машины смерти, пишет журналист JTA Ларри Люкснер.
На протяжении десятилетий еврейский мир оставался в неведении о его героизме. Когда в 1985 году «Яд Вашем», Всемирный центр памяти жертв Холокоста, расположенный в Израиле, удостоил непритязательного отставного дипломата звания Праведника народов мира, Сугихара был слишком стар и болен, чтобы поехать в Иерусалим и принять эту награду. Он умер вскоре после этого. Но его слава выросла за годы, прошедшие после его смерти, и теперь Сугихара прославляется по-новому с необычным музыкальным произведением, сочиненным в память о его героических поступках. 19 апреля в Карнеги-холле виолончелистка японско-американо-израильского происхождения Кристина Рейко Купер исполнит это оригинальное музыкальное произведение — Симфонию № 6 Леры Ауэрбах «Сосуды света» — в сопровождении Оркестра Нью-Йоркской оперы под управлением Константина Орбеляна. Гала-концерт, организованный «Яд Вашемом» и Американским обществом «Яд Вашем», заказавшими это произведение, отдаст дань уважения наследию Сугихары.
Вместе с почетным консулом Нидерландов в Литве Яном Звартендейком Сугихара выдавал спасительные визы евреям, пытающимся бежать из Европы по сложной незаконной схеме, включающей поддельные транзитные визы через Японию на карибский остров Кюрасао. На самом деле ни один еврей не приехал на этот далекий остров у побережья Венесуэлы, где находится старейшая сохранившаяся синагога в Америке. Но операция позволила тысячам евреев переселиться в Шанхай, что в конечном итоге привело к свободе. «Будучи наполовину японкой, я понимаю культуру, и я знаю, как японка, что противодействие авторитету противоречит всем фибрам нашего существа», — заявила в этом месяце виолончелистка Купер в интервью недалеко от своего дома в Тель-Авиве. Родившаяся в Нью-Йорке у матери японского происхождения, Купер позже обратилась в иудаизм и переехала в Израиль. Она и ее муж Леонард Розен воспитывают троих детей как ортодоксальных евреев. «Все слышали о Шиндлере, у которого была фабрика. Но Сугихара ничего не выиграл от этого. На самом деле ему было что терять», — заметила Купер, приглашенный профессор музыки Тель-Авивского университета. «Он не хотел признания и никогда никому не говорил об этом. Он даже не знал, что спас кого-то до самого конца своей жизни».
У Купер , которая училась в Джуллиарде и происходит из семьи музыкантов, — ее отец пианист, а мать скрипачка и бывший концертмейстер Американского симфонического оркестра, — особая личная связь с историей Сугихары. Отец ее мужа, Ирвинг Розен, был одним из евреев, жизнь которых была спасена действиями Сугихары. Вооружившись документами, позволяющими семье Розен покинуть Литву и эмигрировать на Кюрасао через Японию, вся семья отправилась по Транссибирской магистрали из Вильнюса во Владивосток, затем морем в Японию и, наконец, в Шанхай. «Я стала одержима этой историей и хотела, чтобы люди знали о ней, особенно учитывая все, что происходит в мире с подъемом авторитарных правительств, массовыми переселениями, беженцами, войнами, растущим антисемитизмом и антиазиатской ненавистью», — заявила Купер. «Я не писатель, не режиссер и не актриса. Я музыкант. Люди спрашивали меня: «Почему бы не устроить хороший концерт в честь Сугихары?» Но я хотела написать что-то, что могло бы длиться вечно».
При поддержке «Яд Вашема» и Американского общества «Яд Вашем» Купер попросила Ауэрбаха написать пьесу, 40-минутную композицию для виолончели соло, хора и оркестра с участием 130 исполнителей, включая идишских «шептунов», аллюзии на 121 псалом и вступительное произведение японского композитора Карен Танака под названием «Ангел-хранитель». В Карнеги-холле Купер, играющая на виолончели «Guadagnini» итальянского производства 1743 года, исполнит в качестве солиста трогательное симфоническое произведение Ауэрбаха. Она также выступит в Праге 27 марта, в Лос-Анджелесе 18 мая, в калифорнийской долине Напа 18 июля и в Варшаве 8 октября. «Большинство людей не обращают внимания на историю, потому что они так привязаны к текущим событиям», — заявил сопредседатель мероприятия в Карнеги-холле Питер Тилль, член правления Американского общества «Яд Вашем». «Но это еще более актуально сегодня из-за роста экстремистских групп ненависти. Они всегда будут отрицать, что она существует, или игнорировать ее. Или говорить, что здесь этого быть не может, но ненависть продолжает повторяться, и людям приходится сталкиваться с ней лицом к лицу». История Сугихары особенно убедительна, заметил Тилль, потому что это первое в своем роде событие, связывающее выживших в Холокосте с Азией в целом и с Японией в частности. «Это как музыка, так и выражение гуманности, людей из разных культур, которые собираются вместе, чтобы спасать жизни», — заметил он. «Для «Яд Вашема» это очень важное событие, потому что оно показывает глубину понимания».
Из примерно 28000 неевреев, которых «Яд Вашем» назвал Праведниками народов мира, только 40 были дипломатами. Сугихара – единственный гражданин Японии, удостоенный такой чести. «В целом процесс отбора дипломатов немного отличается от процесса для обычных спасателей, потому что у них был иммунитет», — рассказал директор отдела Праведников народов мира «Яд Вашем» Йоэл Цизенвейн. «В большинстве случаев они не подвергались физическому риску. Но многие из них бросили вызов руководящим принципам и официальной политике своих министерств. Сугихара еще более интересен, потому что он представлял союзника нацистской Германии». Цизенвейн заявил, что Сугихара предоставил от 2100 до 3500 транзитных виз, хотя их точное число неизвестно. «Буквально все спасатели эпохи Холокоста ушли из жизни, поэтому люди, получающие награду, как правило, являются детьми или даже внуками лауреатов», — заметил Цизенвейн. «Интересно, что Сугихара получил свою награду за действия до немецкого вторжения в Литву. Большинство евреев, которых он спас, были польскими беженцами, бежавшими туда в 1939 году. Многие страны утверждают, что у них есть свои «Шиндлеры». Но здесь действительно был человек, спасший тысячи еврейских жизней».
Ведущим вечера будет Залман Млотек, который также является художественным руководителем Национального театра на идише «Folksbiene». «Это не просто люди, которых спас Сугихара. Это миры тех тысяч людей», — заявил Млотек, чей отец, Йозеф Млотек, был 21-летним еврейским поэтом, работавшим в газете в Варшаве, когда разразилась Вторая мировая война. После бегства в Литву семья услышала о Сугихаре и смогла получить транзитные визы в Шанхай, где старший Млотек и его брат Абрам провели военные годы. «Мой отец стал идиш-активистом здесь, в Нью-Йорке, и создал сеть из 200 идиш-школ по всей стране. Вместе с моей матерью он публиковал книги и гастролировал с музыкантами, играющими на идиш, — рассказал 71-летний Млотек. — Сегодня я смотрю на себя как на 20-летнего художественного руководителя еврейского театра, продолжающего то же наследие, которое было бы уничтожено, если бы не героизм Сугихары». Мировая премьера композиции Ауэрбаха состоялась в ноябре прошлого года в литовском городе Каунас (известном на идише как Ковно), где и произошла история Сугихары. Дополнительные выступления запланированы в городах по всему миру до 2024 года.