Ультраправое «цунами» во Франции привело к тому, что Макрон потерял большинство в парламенте
Президент Франции Эммануэль Макрон 20 июня потерял свое парламентское большинство после значительного выигрыша на выборах недавно сформированного левого альянса и усиления ультраправых, что нанесло ошеломляющий удар по его планам проведения крупных реформ во время второго президентского срока, сообщает «The Times of Israel».
Результат второго тура выборов, прошедшего 19 июня, привел французскую политику в смятение, повысив вероятность создания парализованного парламента или беспорядочных коалиций, когда Макрон будет вынужден искать новых союзников. 44-летний Макрон теперь также рискует быть отвлеченным внутренними проблемами, поскольку он стремится сыграть заметную роль в прекращении российской спецоперации на Украине и в качестве ключевого государственного деятеля в ЕС. Коалиция Макрона «Вместе» по-прежнему будет крупнейшей партией в следующем Национальном собрании. Но лишь с 245 местами, что значительно меньше 289 мест, необходимых для большинства в палате из 577 членов.
Партия «Национальное объединение» ультраправого лидера Марин Ле Пен добилась огромных успехов и направит в новый парламент 89 депутатов по сравнению с восемью в предыдущем парламенте, что сделает ее крупнейшей правой силой в парламенте, опередив традиционных правых «Республиканцев» (LR). Ле Пен, проигравшая Макрону на президентских выборах, была переизбрана депутатом в своем оплоте Энен-Бомон на севере Франции. «Авантюра Макрона подошла к концу», — заявила Ле Пен. Фракция «Национального объединения» «будет, безусловно, самой большой в истории нашей политической семьи».
Исполняющий обязанности президента «Национального объединения» Джордан Барделла сравнил выступление своей партии с «цунами». «Сегодняшнее послание состоит в том, что французский народ сделал из Макрона президента меньшинства», — заявил он в эфире телеканала TF1. Ле Пен в течение многих лет пыталась дистанцироваться от антисемитского наследия своей политической партии и своего отца, но с переменным успехом. В 2017 году Ле Пен столкнулась с критикой за отрицание того, что Франция несет ответственность за свою роль в задержании французских евреев для депортации в нацистские лагеря смерти. «Национальный фронт» добился значительных успехов на выборах с тех пор, как Ле Пен стала его лидером в 2011 году, сменив на этом посту своего отца, Жан-Мари Ле Пена, ревизиониста Холокоста и открытого антисемитского националиста. Партия выступает за выход из Евросоюза, прекращение иммиграции из мусульманских стран и введение ограничений на религиозные свободы, а также суровые наказания за насилие и подстрекательство.
Марин Ле Пен выгнала своего отца из партии в 2015 году после того, как его осудили за разжигание расовой ненависти к евреям. (Он предложил «засунуть в печь» певца-еврея, критиковавшего партию.) Она также выгнала нескольких членов партии за антисемитскую риторику.
Новая левая коалиция NUPES под руководством 70-летнего ультралевого лидера Жана-Люка Меланшона получила 135 мест. Коалиция, сформированная в мае после раскола левых на президентских выборах в апреле, объединяет социалистов, ультралевых, коммунистов и «зеленых». Меланшон назвал эти результаты «прежде всего провалом на выборах» для Макрона. «Президентская партия разгромлена, и большинства в парламенте не будет», — заявил он своим ликующим сторонникам в Париже. Видный депутат от партии Меланшона Алексис Корбьер заявил, что этот результат означает, что план Макрона по повышению пенсионного возраста во Франции до 65 лет «провалился».
Провал для Макрона
«Эта ситуация представляет собой риск для нашей страны, учитывая проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться», — заявила премьер-министр Элизабет Борн в телевизионном заявлении, пообещав: «Мы будем работать с завтрашнего дня, чтобы создать работающее большинство». Результаты выборов серьезно омрачили победу Макрона на президентских выборах в апреле, когда он победил ультраправых и стал первым французским президентом, переизбранным на второй срок за более чем два десятилетия. «Это поворотный момент для его имиджа непобедимого», — заметил исследователь Центра политических исследований «Sciences Po» Бруно Котрес.
Ежедневная газета «Le Monde» написала на своем сайте: «Макрону грозит политический паралич», а газета «Le Figaro» заявила, что результаты выборов вызвали призрак «мертворожденного нового мандата». Макрон надеялся посвятить свой второй срок амбициозной программе снижения налогов, реформе системы социального обеспечения и повышению пенсионного возраста. Все это сейчас под вопросом. «Это усложнит реформы… Будет намного сложнее управлять», — заявил профессор права парижского университета Пантеон-Сорбонна Доминик Руссо. «Пощечина», — гласил заголовок в выпуске левого издания «Liberation» от 20 июня, добавляя, что результаты представляют собой «упадок» правления Макрона. Теперь потенциально могут наступить недели политического тупика, поскольку президент стремится наладить контакты с новыми партиями. Наиболее вероятным вариантом был бы союз с «Республиканцами», традиционной партией французских правых, у которой 61 депутат. Однако президент LR Кристиан Жакоб ясно дал понять, что простого партнерства не будет, заявив, что его партия намерена «оставаться в оппозиции».
Министр экономики Брюно Ле Мэр отрицал, что Франция будет неуправляемой, но признал, что от правящей партии «потребуется много воображения» в «беспрецедентной ситуации». На прошлой неделе Макрон призвал избирателей дать его коалиции «твердое большинство», добавив, что нет ничего хуже, чем добавить французский беспорядок к мировому беспорядку. Еще одним ударом стало то, что ключевые министры, баллотировавшиеся на выборах, должны были потерять свои посты в соответствии с соглашением, согласно которому они должны уйти в отставку, если не получат места в парламенте. Министр здравоохранения Брижит Бургиньон, морской министр Жюстин Бенен и министр окружающей среды Амели де Моншален — опора администрации Макрона в последние годы — все проиграли и теперь покинут правительство. Два других близких союзника Макрона, спикер парламента Ришар Ферран и бывший министр внутренних дел Кристоф Кастанер, также признали поражение в борьбе за свои места. Редкими хорошими новостями для президента стало то, что министр по делам Европы Клеман Бон и министр государственной службы Станислас Герини — оба молодые столпы его партии — выиграли ожесточенные бои за свои места.