Трамп заявил, что он говорил с Нетаньяху о Договоре о взаимной обороне, и хочет продолжить эти переговоры после выборов
Президент США Дональд Трамп 14 сентября заявил, что разговаривал с премьер-министром Биньямином Нетаньяху по телефону о Договоре о взаимной обороне, или MDP, между двумя странами, и он надеется продолжить эти переговоры после выборов, которые пройдут 17 сентября.
«Сегодня у меня был телефонный разговор с премьер-министром Нетаньяху, чтобы обсудить Договор о взаимной обороне между Соединенными Штатами и Израилем, который будет еще больше закреплять грандиозный союз между двумя нашими странами», – написал он в своем твите. «Я с нетерпением жду продолжения этих обсуждений после выборов в Израиле, когда мы встретимся в Организации Объединенных Наций в конце этого месяца», – добавил он, что было истолковано в Израиле как выражение его надежды на то, что Нетаньяху сможет победить на выборах 17 сентября.
В своем заявлении Нетаньяху поблагодарил Трампа, которого он назвал своим «дорогим другом», и сказал, что с нетерпением ожидает продолжения переговоров об «историческом договоре об обороне». «У еврейского государства никогда не было большего друга в Белом доме», – написал премьер-министр в своем твите.
Ранее в этом месяце «Haaretz» сообщил, что Нетаньяху и Трамп обсуждали возможность такого жеста перед выборами, стремясь повысить электоральные перспективы израильского премьер-министра. Газета сообщила, что среди рассматриваемых вариантов были клятва Трампа — с небольшим практическим значением — что США будут защищать еврейское государство от любой потенциальной экзистенциальной угрозы; или совместное заявление обоих лидеров о том, что они будут добиваться заключения MDP между двумя странами, главным результатом которого является то, что каждая сторона обязана прийти на помощь другой в случае военного конфликта.
Обмен твитами оказался менее весомым аргументом, чем другие альтернативы, продемонстрировав только общее выражение намерений двух лидеров продолжить обсуждение вопроса. В последние месяцы появились разговоры о таком соглашении, и некоторые конгрессмены – республиканцы поддержали его заключение. Переговоры о заключении соглашения, скорее всего, займут несколько месяцев. Военные двух стран уже тесно сотрудничают, обмениваются разведданными, проводят совместные учения и сотрудничают в сфере обороны. Но договор мог бы углубить приверженность каждой стороны другой и потенциально добавить новые обязательства. Любое потенциальное соглашение об обороне рассматривается израильским военным истеблишментом как крайне сомнительное, причем официальные лица обеспокоены тем, что соглашение о более тесном оборонном сотрудничестве может связать руки израильским военным в определенных начинаниях или, по крайней мере, ограничить их свободу действовать независимо.
Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац заявил вечером 14 сентября, что будет поддерживать такое соглашение до тех пор, пока оно будет ограничено по масштабу, и сказал, что договор «с самой сильной сверхдержавой в мире будет беспрецедентным историческим достижением», которое укрепит Израиль. Тем временем Моше Яалон, один из лидеров партии «Бело – голубых», назвал эти заявления предвыборным «вбросом» и предупредил в Twitter, что такой договор может ограничить свободу действий Израиля в военных операциях.
Отношения Трампа и Нетаньяху демонстрируют, что оба лидера в значительной степени перестали притворяться, что они не участвуют во внутренней политике стран друг друга. Всего за две недели до апрельских выборов Трамп признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами, что привело к сейсмическому сдвигу в ближневосточной политике США. А за день до голосования администрация объявила иранский Корпус стражей исламской революции террористической организацией, что стало еще одной победой Нетаньяху. Нетаньяху предпринял в этом месяце несколько поездок, главным образом, чтобы усилить свой имидж дипломатического тяжеловеса с тесными связями с мировыми лидерами.
12 сентября он встретился с президентом России Владимиром Путиным в Сочи. Собеседники обсудили вопросы военной координации между Москвой и Иерусалимом и усилия Израиля по недопущению закрепления Тегерана в Сирии. Ранее в этом месяце он отправился в Лондон для 30-минутной встречи с премьер-министром Борисом Джонсоном. Они обсудили Иран и израильско – палестинский конфликт.