Трамп поздравляет Нетаньяху с тем, что он стал премьер-министром Израиля, дольше всего находящимся в должности
Президент США Дональд Трамп 21 июля поздравил премьер-министра Беньямина Нетаньяху с тем, что днем раньше он официально превзошел отца-основателя Израиля Давида Бен-Гуриона по сроку пребывания в должности премьер-министра Израиля.
«Под вашим руководством Израиль стал локомотивом развития технологий и экономикой мирового класса», – написал Трамп. «Самое главное, что вы возглавили Израиль будучи привержены ценностям демократии, свободы и равных возможностей, которые лелеют и разделяют оба наших народа!» В ответ Нетаньяху поблагодарил лидера США за «теплые слова» и «невероятную дружбу». «Благодарю вас, Президент Трамп, за ваши теплые слова, выдающуюся поддержку и невероятную дружбу. Для меня большая честь работать с вами. Под вашим руководством мы сделали союз между нашими замечательными странами сильнее, чем когда-либо. Я знаю, что это еще не все», – написал премьер.
По состоянию на 20 июля 69-летний Нетаньяху, согласно подсчетам аналитического центра Израильского института демократии, был премьер-министром Израиля в общей сложности 4876 дней, в течение 13 лет. Сначала он был у власти с 1996 по 1999 год, а затем снова с 2009 года. Его последняя явная победа на апрельских выборах обернулась неудачей после того, как он не смог сформировать коалиционное правительство и решил вместо этого пойти на новые выборы. Он оказался перед лицом новых всеобщих выборов 17 сентября, находясь под угрозой возможных уголовных дел по обвинению в коррупции, в том числе за якобы получение дорогих сигар и шампанского в обмен на услуги.
Легион сторонников Нетаньяху в Израиле указывает на его эффективное управление маленькой страной в нестабильном регионе, серию дипломатических прорывов и растущую экономику страны. Многие его критики говорят, что он демонизировал политических оппонентов и арабское меньшинство, использовал популизм и слишком часто ставил свои личные амбиции выше долгосрочного блага страны. Он стремился отодвинуть в сторону вопрос о продолжающемся контроле Израиля над палестинской территорией и был поддержан в этой стратегии администрацией Трампа, которая решительно склонила американскую политику в пользу Израиля. В связке с этим Нетаньяху пытался использовать общие опасения Израиля и арабских стран Персидского залива в отношении Ирана для улучшения связей в регионе – и добился определенного успеха.
Он никогда не лез за словом в карман, чтобы описать то, что он видит как свои достижения. «Мы доказали, что Израиль может превратиться из маленькой страны, расположенной на краю Ближнего Востока, в одну из важнейших держав в мире», – заявил он в интервью газете «Israel Hayom», выступающей за Нетаньяху, на этой неделе. Нетаньяху, сын историка, явно помнящего о своем наследии, в прошлом сравнивал себя с Бен-Гурионом, хотя оба они были выходцами из двух разных направлений израильской идеологии.
По словам Шмуэля Сандлера, почетного профессора политологии из Университета Бар-Илан под Тель-Авивом, сравнивать эти двоих сложно и из-за их очень разных эпох, и из-за героического статуса Бен-Гуриона. «Отец-основатель всегда безупречен», – сказал он. Но одна общая черта у Нетаньяху и Бен-Гуриона есть, – это чувство истории, сказал Сандлер. «У них обоих есть историческая точка зрения», – сказал он, отметив автодокументирование Бен-Гурионом своих действий в дневниках и намеки Нетаньяху на историю и исторические события в его выступлениях. Одна из главных задач Нетаньяху — не дать Ирану получить ядерное оружие. Это в некотором роде также связывает двух лидеров, сказал Сандлер. Спустя всего несколько лет после Холокоста Бен-Гурион сделал все, чтобы добиться для Израиля возможности получить ядерное оружие, для предотвращения еще одного геноцида еврейского народа. В нынешнюю эпоху «Биби пытается обеспечить, чтобы на Ближнем Востоке оно оставалось только в руках Израиля», сказал он. Израиль воспринимается многими как единственная ядерная держава на Ближнем Востоке, хотя он никогда не признавал наличия ядерного оружия.
Одаренный оратор на английском и иврите, он был избран на один срок в конце 1990-х годов на платформе противодействия подписанным в Осло соглашениям с палестинцами. Но, вступив в должность, он продолжал их реализовывать и даже встречался с заклятым врагом Израиля Ясиром Арафатом. Будучи министром финансов в начале 2000-х годов, он снизил налоги и убрал пособия ультраортодоксальной еврейской общине — только для того, чтобы изменить курс, когда он вернется к власти, чтобы заручиться их политической поддержкой. Он писал книги о борьбе с терроризмом, в которых он проповедовал, что никогда нельзя вести переговоры под давлением, но в качестве премьер-министра он освободил более 1000 палестинских заключенных-террористов в обмен на одного пленного израильского солдата Гилада Шалита в 2011 году.
Несмотря на его жесткую риторику, Нетаньяху проявляет относительную умеренность, когда дело доходит до применения военной силы. В течение прошлого года он сопротивлялся призывам сторонников «жесткой линии» нанести сильный удар по джихадистским группировкам в Газе.
Мало кто верит, что Нетаньяху сам решит прекратить свое премьерство в ближайшее время, даже с учетом возможного обвинительного заключения. Он не будет обязан уйти в отставку, если ему будут предъявлены обвинения, только если он будет признан виновным и исчерпает все возможности для обжалования, хотя он, вероятно, столкнется с сильным политическим давлением. До сих пор он переносил скандалы, кризисы и конфликты, побеждая на выборах, даже несмотря на то, что страна становится более жестко поляризованной. Но с неспособностью сформировать правительство, оставившей вмятину на его ауре непобедимости, он вполне может столкнуться с самым крутым вызовом в своей карьере.