The Guardian: папа Пий XII не святой
По сравнению с другими папами Пий XII не был ужасно злым человеком. Он не обогатил свою семью и не увеличил ее влияние. Он не жег еретиков и не начинал войн. Но он был – что неудивительно с учетом времени и положения – антисемитом. Он был также современником Адольфа Гитлера и занимал позицию значительного морального авторитета.
Исторические данные показывают, что Пий сделал очень мало, чтобы осудить Холокост, и ничего реального, чтобы остановить его. Он был главным дипломатом Ватикана до того, как стал папой в 1939 году. Он занимал этот пост на протяжении всей Второй Мировой войны и первого десятилетия «холодной войны». После смерти его обвиняли в преступлениях, начиная от активного сотрудничества с нацистами и заканчивая пассивным согласием с их преступлениями, и безразличием к страданиям их жертв. Ему также было предъявлено обвинение в том, что он распустил католическую Народную партию в Германии, когда эта партия могла стать оплотом борьбы против взлета Гитлера. Некоторые немецкие католики, в том числе те, кому он лично пытался помочь, рисковали и даже погибли в борьбе с фашизмом. Большинство — нет.
Все эти претензии оспаривались историками на протяжении десятилетий. Но их аргументам мешал тот факт, что соответствующие ватиканские архивы были в основном закрыты для ученых. Теперь все они будут открыты после 30 лет давления. «Церковь любит историю», – сказал папа Франциск, объявив о переменах в этом вопросе. Вопрос в том, будет ли история любить его церковь.
Обвинение Пия в активном сотрудничестве с нацистами, безусловно, необоснованно. В Восточной Европе были некоторые подразделения католической церкви, которые с энтузиазмом поддерживали фашистскую программу подобно тому, как это делала церковь во время гражданской войны в Испании. Во всех этих случаях христиане полагали, что они защищают себя и свое общество от сталинизма. Пий был яростным антикоммунистом, но он возражал против запланированного уничтожения еврейского народа. Его защитники утверждают, что он делал все, что мог, в рамках своих полномочий. Это может быть правдой. Если так, то это придает его случаю трагический аспект.
Папы, не могут подобно Иисусу, отказаться от своей власти, чтобы спасти других. Как главы огромной многонациональной организации, они должны осуществлять свою власть в мире, идти на компромисс с другими, иногда злодейскими, режимами. Папе Франциску самому пришлось иметь дело с военной диктатурой в Аргентине, а теперь и с китайским полицейским государством. Его компромиссы в обеих ситуациях могут быть подвергнуты критике. Но великий моральный выбор всегда легче сделать, если смотреть с безопасного расстояния.
Те, кто сегодня спешит осудить Папу Пия, могут спросить себя, как история будет судить британское правительство, которое решает продавать оружие Саудовской Аравии для ее кровавой и неоправданной войны в Йемене. Возможно, гражданские жертвы этой войны выглядят так, как евреи Европы виделись Папе Пию, не такими уж человеческими или ценными, как другие люди.