Новости

Тель‑Авивский университет: тексты Тель‑Арада демонстрируют широкое распространение грамотности в Иудейском царстве

11 сентября 2020, 16:00 наука
Поделиться

Евреев всегда называли «людьми Книги», но сколько людей в Иудейском царстве умели читать и писать? Это вопрос, на который исследователи, проводившие междисциплинарное исследование в Тель‑Авивском университете, попытались ответить, проанализировав 18 древних текстов с военного поста в Тель‑Араде, датируемых примерно 600 годом до н. э.

В статье под названием «Судебная экспертиза документов и алгоритмический анализ почерка надписей из Иудеи библейского периода выявили значительный уровень грамотности», опубликованной в журнале PLOS ONE 9 сентября, авторы пришли к выводу, что тексты были написаны не менее чем 12 авторами. А это значит, что многие жители Иудейского царства того времени умели читать и писать и грамотность не была достоянием горстки писцов при царе.

Исследователи использовали самые современные технологии обработки изображений и машинного обучения для анализа текстов, а также «вызвали полицию»: точнее, одного отставного полицейского, специалиста по почерку Яну Гербер — старшего эксперта, проработавшую 27 лет в Лаборатории графологической экспертизы Управления идентификации и судебной экспертизы израильской полиции и в отделе международных расследований.

Она присоединилась к доктору Ари Шаусу из отдела археологии и древних ближневосточных цивилизаций имени Джейкоба М. Алкова и его команде.

Как объясняет Шаус, среди экспертов шел спор, были ли поздние библейские тексты составлены в последние дни Иудейского царства или после разрушения Первого храма вавилонянами. «Один из способов разобраться в этом вопросе — спросить, когда существовала возможность для написания таких сложных исторических трудов. В период после разрушения Первого храма, в 586 году до н. э., обнаружено очень мало археологических свидетельств документов на иврите в Иерусалиме и его окрестностях, тогда как в период, предшествующий разрушению Храма, обнаружено множество письменных документов. Но возникает вопрос: кто написал эти документы? Было ли это общество с широко распространенной грамотностью или лишь с горсткой грамотных людей?» Исследователи потратили годы на изучение надписей из Тель‑Арада, сделанных на остраконах (фрагментах керамических сосудов), обнаруженных в 1960‑х годах. Тель‑Арад был небольшим военным постом примерно в 10 км к западу от современного города Арад, на южной границе Иудейского царства. Его застроенная площадь составляла около 0,2 гектара, в нем размещались от 20 до 30 солдат.

В 2016 году исследователи решили, что были как минимум четыре разных автора, возможно, шесть, — в зависимости от алгоритмов, статистической вероятности и анализа текстов. Но археологи продолжали думать и о других способах исследования — и решили сравнить алгоритмические методы с криминалистическим подходом, вследствие чего пригласили Гербер присоединиться к команде. Используя методы судебной экспертизы, Гербер обнаружила, что 18 текстов были написаны как минимум 12 разными авторами. Она осмотрела оригиналы остраконов из Тель‑Арада в Музее Израиля, Музее Земли Израиля, Институте археологии имени Сони и Марко Недлер при Тель‑Авивском университете и на складах Управления древностей в Бейт‑Шемеше.

Гербер, у которой есть степень бакалавра классической археологии и древнегреческого языка, рассказала: «Я углубилась в микроскопические детали этих надписей, сделанных людьми эпохи Первого храма: от рутинных вопросов, таких как приказы о передвижении солдат и поставках вина, масла и муки, через переписку с соседними крепостями, до приказов от высших чинов армии Иудеи. У меня было ощущение, что время остановилось и между авторами текстов на остраконах и нами не было разрыва в 2600 лет».

Высокий уровень грамотности демонстрирует, что до разрушения Первого храма вавилонянами способность [в том числе] составлять библейские тексты была у многих людей. Это открывает возможности для более глубокого изучения библейских авторов. 

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции