Тель-Авивский университет сообщил о рекордном уровне глобального антисемитизма в 2021 году
Новое исследование Тель-Авивского университета выявило рекордно большое количество сообщений об антисемитской деятельности во всем мире в 2021 году, большая часть которых связана с кровавым конфликтом между Израилем и палестинскими террористическими группировками в секторе Газа в мае того же года и продолжающейся пандемией коронавируса, пишет журналист «The Times of Israel» Иуда Ари Гросс.
В отчете говорится, что количество нападений на почве антисемитизма в Соединенном Королевстве почти удвоилось: с 97 нападений в 2020 году до 173 в прошлом году; что их число во Франции выросло более чем на треть в 2021 году по сравнению с предыдущим годом, с 44 до 60; и что общее количество антисемитских инцидентов в Германии выросло до самого высокого уровня за последние годы, до 3028 в 2021 году по сравнению с 2351 в 2020 году и 2032 в 2019 году.
«Годовой отчет об антисемитизме в мире за 2021 год, опубликованный накануне Дня памяти жертв Холокоста, не несет хороших новостей», — пишут авторы исследования. Годовой отчет, подготовленный университетским Центром изучения современного европейского еврейства, призвал к серьезному самоанализу, поскольку десятилетия усилий по обузданию антисемитизма после Холокоста, похоже, не увенчались успехом. «Что-то просто не работает. В последние годы для борьбы с антисемитизмом во всем мире использовались обширные ресурсы, тем не менее, несмотря на многие важные программы и инициативы, количество антисемитских инцидентов, в том числе насильственных нападений, быстро нарастают», — рассказал руководитель центра Урия Шавит. Авторы отчета были еще резче, написав: «Пришло время признать: борьба терпит неудачу».
Исследование «Всемирный отчет об антисемитизме за 2021 год» перекликается с отчетом, опубликованным 26 апреля Антидиффамационной лигой, в котором особое внимание уделяется антисемитизму в Соединенных Штатах. Это исследование также выявило самый высокий уровень зарегистрированных антисемитских инцидентов с тех пор, как организация начала отслеживать эту проблему в 1970-х годах. В отчете Тель-Авивского университета были рассмотрены крупнейшие еврейские общины по всему миру за пределами Израиля, и был обнаружен рост антисемитских инцидентов почти во всех из них с 2020 по 2019 год, за исключением Италии и Аргентины, где наблюдалось умеренное снижение и никаких изменений, соответственно. Однако исследование не смогло рассчитать уровень антисемитизма в двух странах — России и Бразилии — поскольку официальные данные их правительств об антисемитских инцидентах, по мнению авторов отчета, скорее всего, были ложными.
«Например, российский информационно-аналитический центр «СОВА» зафиксировал один акт антисемитского насилия и три акта вандализма в 2021 году (столько же, сколько и в 2020 году), цифра, мягко говоря, сомнительная», — пишут авторы доклада. В какой-то степени увеличение числа зарегистрированных антисемитских инцидентов во всем мире можно объяснить улучшением методов сбора данных, но вряд ли это объясняет все, учитывая увеличение конкретных цифр, на которые они не повлияли. Например, в 2021 году полицейское управление Лос-Анджелеса зафиксировало почти вдвое больше преступлений на почве ненависти к евреям в 2021 году — 79 — по сравнению с 40, которые были задокументированы годом ранее, или 42 в 2019 году.
Авторы исследования, которые работали над отчетом в течение шести месяцев, определили два конкретных катализатора антисемитских действий за последний год: конфликт Израиля с сектором Газа в мае и пандемия Covid-19. В отчете также отмечена более широкая тенденция роста антисемитизма во всем мире — усиление «радикальных правых популистов и антисионистских радикальных левых». По мнению авторов исследования, правые популисты все чаще используют классические антисемитские образы богатых евреев, непосредственно контролирующих события в мире, в то время как левые начали исключать евреев из списка групп, заслуживающих защиты. «Еще одним фактором, способствующим негативной тенденции роста антисемитских нападок, является то, что некоторые правозащитники начали сознательно исключать евреев и Израиль из своей деятельности», — говорится в отчете. «Они утверждают, что расизм касается афроамериканцев и афроевропейцев, цыган, ЛГБТК, коренных меньшинств, лиц, ищущих убежища, и иностранных рабочих, но не евреев».
В отчете отмечается значительный всплеск нападений на евреев во время конфликта в мае прошлого года. В Канаде 61 физическое нападение, совершенное в этом месяце, представляет собой наибольшее количество, когда-либо зарегистрированное за один месяц как минимум за последние 40 лет, что почти в семь раз больше, чем в мае 2020 года, когда было совершено девять нападений, и более чем в четыре раза больше, чем в 2019 году, когда было совершено 14 нападений. Подобные всплески числа антисемитских нападений, актов вандализма и оскорблений были зарегистрированы в других странах мира в том же месяце в связи с последствиями конфликта Израиля с палестинскими террористическими группировками в Газе, а также внутренних раздоров между еврейскими и арабскими гражданами страны, которые имели место в то же время.
Другим конкретным катализатором увеличения числа антисемитских инцидентов в 2021 году стала продолжающаяся пандемия коронавируса, которая вызвала заявления о причастности евреев к распространению болезни и привела к тому, что активисты, выступающие против вакцинации и других мер безопасности, сравнивают себя с жертвами Холокоста. В отчете профессор Тель-Авивского университета Дина Порат заявила, что последнее явление преуменьшает значение Холокоста и представляет собой «полное искажение значения нацистских преступлений и уроков, которые человечество должно было извлечь из этих преступлений».
Порат добавила, что сравнения с Холокостом также не следует считать невинными, поскольку они часто сопровождаются откровенно антисемитским контентом. «Сравнения часто сопровождались обвинениями евреев в том, что они якобы являются «ветром в парусах» вируса. Например, греческая газета опубликовала фотографию Альберта Бурлы, генерального директора «Pfizer» и сына выживших в Аушвице из Греции, рядом с фотографией Йозефа Менгеле, как бы говоря, что оба экспериментируют над людьми», — заявила она.
Помимо изучения более широких тенденций, исследователи представили несколько тематических исследований антисемитизма по всему миру. Во Франции исследователь Талия Наамат изучила дело Сары Халими, французской еврейки, которая была убита в результате откровенно антисемитского нападения, но чей убийца был отправлен в психиатрическую больницу, а не в тюрьму, поскольку перед совершением преступления он курил марихуану, что, по мнению судов, сделало его не подлежащим уголовной ответственности. По словам Наамат, отчасти это происходит из-за напряженности во французском обществе по поводу антисемитизма со стороны граждан – мусульман.
Поскольку это явление используется для оправдания антимусульманской политики, противники таких мер, как правило, преуменьшают его масштабы. «Исламистский антисемитизм действительно используется ультраправыми во Франции в качестве «дубины», предлога для широкомасштабной исламофобии, которая, в свою очередь, заставляет левых отвергать любую подобную риторику», — написала Наамат.
Исследователи Карл Йонкер и Лев Топор изучили Соединенные Штаты и произошедшее там в январе 2021 года нападение на здание Капитолия, в котором приняли участие несколько известных антисемитов и сторонников превосходства белой расы. Йонкер и Топор обнаружили, что растущая поляризация в США и растущее экстремистское движение внутри Республиканской партии способствовали самой атаке и предотвратили более резкую критику в ее адрес постфактум. «В крайне поляризованной политической атмосфере, которая существует сегодня в Соединенных Штатах, даже насильственное нападение на демократию, к которому присоединяются явные антисемиты, становится партийным делом», — писали они.
Инна Штаксер, которая исследует социальные и политические движения в бывшей Российской империи, исследовала антисемитскую риторику, которая неоднократно использовалась в Беларуси в 2021 году, когда ее лидер Александр Лукашенко жестоко подавлял протесты против того, что подавляющее большинство населения расценило как его сфальсифицированные выборы годом ранее. Штаксер выявила несколько случаев, когда государственные органы ссылались на антисемитские клише для оправдания арестов и пыток диссидентов. «В своей пропаганде против массовой оппозиции белорусский режим настаивал на том, что за движением стоят иностранцы, и, среди прочих обвинений, утверждал, что чужаки – евреи поддерживали протестное движение для развития различных гнусных программ», — написала она. «Изображение мирового еврейства как враждебного режиму Лукашенко распространилось и на индустрию развлечений. В фильме «Убийство президента», показанном по государственному телевидению Беларуси, за фиктивным заговором с целью убийства Лукашенко и его семьи стоит «кружок евреев»», — заявила Штаксер. Она отметила, что такая риторика сопровождается белорусским законом, принятым Лукашенко, который делает незаконными заявления о том, что Холокост в Беларуси был направлен именно против евреев или любой другой группы меньшинств, а не против всего белорусского народа. В то время Лукашенко утверждал, что причина, по которой закон был необходим, заключалась в том, что евреям «удалось заставить весь мир преклонить колени перед ними, и никто не посмеет поднять голос и отрицать Холокост». «Требовать признания жертв белорусов, конечно, вряд ли можно назвать антисемитизмом, но заявление о том, что евреям удалось запугать мир и манипулировать им, чтобы добиться признания Холокоста, — это так», — написала Штаксер.