Новости

Тель-Авивский фестиваль арабской музыки объединил арабскую и еврейскую аудиторию

20 сентября, 09:00 культура
Поделиться

Три вечера подряд публика слушала арабскую музыку из самых разных жанров на очень успешном и увлекательном фестивале «Arabit» в Яффо, который стал свидетельством разнообразия современной арабской музыки, включающей в себя последние международные тенденции и стили. И настолько изменившей традиционный жанр, что музыкальные пуристы задаются вопросом: «Это вообще арабская музыка?», пишет журналист «Ynet» Йон Федер.

Этот вопрос немного раздражает, потому что музыка на иврите, похоже, не подвергается такому же тщательному анализу, когда черпает вдохновение из бразильского хип-хопа, к-попа и даже гипер-попа. Точно так же, когда отличные музыканты — арабы из Назарета, Яффо, Хайфы или Рамлы — создают регги, хип-хоп, электронику и дрон, они все равно создают арабскую музыку, даже если она не строго придерживается традиционных мелодических и ритмических правил. Арабская музыка в ее традиционной форме, будь то классическая египетская поэзия (например, Абдель Халим Хафез или Умм Кульсум) или оркестровое произведение, имеет несколько общих знаменателей, которые отличают ее от западной музыки. Прежде всего, это четверть тона и макам — техника импровизации, состоящая из мелодических ладов, определяющих высоту тона, рисунок и развитие произведения.

Тысячелетие ближневосточная музыка опиралась на эти макамы. Но фестиваль «Арабит» представляет современную музыку, где эти макамы уже не играют роли. И все же даже самые модные группы, использовали мелодии и ритмы, которые снова и снова напоминали нам, что мы все еще слушаем арабскую музыку — увлекательную, сочетающую в себе старое и новое, традиционное и революционное. «Местный артист, даже если он делает музыку с интернациональным колоритом, все равно делает арабскую музыку», — рассказал «Ynet» художественный руководитель «Arabit» Хасан Масри. «Из-за языка, на котором он поет, из-за тем, о которых он поет, и из-за элементов языка традиционной музыки, которые сознательно или бессознательно вкрапляются в его творчество».

Возьмем, к примеру фантастический электронный дуэт из Хайфы «Zenobia», чье творчество представляет собой смесь быстрых синтезаторных битов с традиционными левантийскими мелодиями, которые заставили присутствующих вставать. Экспериментальная группа «The Hallways» представила очередной увлекательный микс востока и запада, сплетя драм-машины и тяжелые синтезаторы в медленный дрон-бит с арабскими мелодиями и гипнотизирующим вокалом Исры Шалаби. Это всего лишь одна из многих групп, в которых участвуют как арабы, так и евреи. Самой известной из которых является «System Ali» — хип-хоп группа из девяти человек, участники которой поют на иврите, арабском, русском, идиш, амхарском и английском языках и черпает вдохновение в пересечении различных идентичностей участников группы. В основе музыки «System Ali» лежит четкая социальная программа, направленная на создание смешанной и эгалитарной социальной модели.

Тем не менее на этой недели на фестивале не появился весь состав со своим знакомым репертуаром, а только с тремя участниками — Нетой Вайнер, Самирой Сарайей и Мухаммедом Муграби — в рамках завораживающего шоу. «Очевидно, что, то, что происходит в глобальном музыкальном мире, оказывает стилистическое влияние. Именно так развиваются культуры, и это прекрасно», — заявила Сарайя «Ynet». «Наша музыкальная работа демонстрирует, как можно поддерживать сообщество, члены которого принадлежат к разным культурам, и создавать искусство на основе взаимопонимания и уважения. Мы не боимся встречи с другими и отказываемся подчиняться силам, которые разделяют и сегрегируют. Самое важное — это наша вера в то, что музыка способна вместе изменить существующую реальность». Насколько я помню, это первый раз, когда один фестиваль охватывает всю широту  местной арабской музыки — от традиционного фолка через классическую арабскую поп-музыку до экспериментальной электронной музыки.

Более традиционное крыло фестиваля было представлено Низаром Эльхатером и его ансамблем ABAAD, которые исполняют классику ливанской поп-музыки из творчества трех великих див страны кедра — Файруз, Маджиды Эль Руми и Джулии Бутрос. Даже в музыке Самы Шуфани, молодой и очень активной артистки из Назарета, заметно влияние классики, хотя она создает свою собственную музыку и привносит более современный голос. «Diwan El Yemen» — еще одна крутая группа с более фолковым звучанием, исполняющая забытую еврейско-йеменскую музыку на йеменском диалекте арабского языка. Лина Махул — победительница израильского издания «The Voice» 2013 года, которая с тех пор сделала международную карьеру, — представляла собой воплощение мейнстрим-попа с привкусом классической арабской поп-музыки в стиле Файруз, американской поп-музыки и тоннами оригинального материала.

С другой стороны, на фестивале были представлены такие хип-хоп группы, как DAM, которая существует уже 20 с лишним лет и известна своими резкими текстами на такие темы, как бедность, права женщин и бесправие; и рэпер Самех «Саз» Закут из Рамалы со своим оптимистичным и энергичным стилем хип-хопа, который выступал в составе дуэта «Dugri» вместе с еврейским репером Урией Розенманом с момента выхода их нашумевшего сингла «Let’s Talk Straight». В группе «Ministry of Dub-Key» суперэнергичный фолк-певец Валаа Сбейт объединяет усилия с диджеем Бруно Крузом, исполняющим американский даб, для создания захватывающего музыкального фьюжн.

Итог: фестиваль «Arabit» подарил три насыщенных и волшебных вечера и сцену для современных артистов, которых мы необязательно увидим на больших сценах, собирая разношерстную публику. «Не знаю, было ли в зале больше арабов или евреев, но ясно одно: там были люди, которые пришли вместе послушать хорошую музыку, и это главное», – заключил журналист.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции