Судья, переживший Холокост: северокорейские лагеря могут быть хуже Освенцима
Судья, который в детстве выжил в лагерях смерти Аушвиц и Заксенхаузен, сказал, что лагеря в Северной Корее могут быть хуже, чем построенные нацистами.
Томас Бюргенталь, который в прошлом выступал в качестве судьи Международного суда в Гааге, сказал: «Условия корейских концлагерях столь же ужасны или даже хуже, чем те, которые я видел и пережил в юности во время пребывания в нацистских лагерях и о которых я узнал во время моей долгой профессиональной карьеры в области прав человека», – сообщает New York Times.
Бюргенталь был одним из трех известных международных юристов, которые 12 декабря заявили, что лидер Северной Кореи Ким Чен Ын и другие должностные лица должны быть привлечены к ответственности за преступления против человечества, совершенные в лагерях для политических заключенных авторитарных стран.
Отчет юристов основан на показаниях перебежчиков и экспертов о лагерях, которые, как считается, вмещают от 80 000 до 130 000 заключенных. В отчете приводятся доказательства систематических убийств, включая детоубийство и пытки, преследования христиан, изнасилования, принудительные аборты, голод и переутомления, которые привели к «бесчисленным смертям».
Доклад, подготовленный при поддержке Международной ассоциации адвокатов, считается неофициальным продолжением расследования ООН 2014 года, которое дает основания полагать, что в Северной Корее были совершены преступления против человечества.
Бюргенталь не единственный, кто ранее служил в международных трибуналах: Нави Пиллэй является бывшим комиссаром ООН по правам человека, а Марк Хармон служил в трибунале, который пытался осудить лидеров красных кхмеров в Камбодже.
Северная Корея «продолжает отрицать само существование этих политических тюрем, – говорится в докладе. – Тем не менее, подробные спутниковые снимки, а также подтвержденные показания десятков бывших заключенных и государственных чиновников, не понаслышке знающих тюрьмы, установили существование этой пенитенциарной системы и ужасных практик, которые вне всякого сомнения, используются там».
Юристы пришли к выводу о том, что там были совершены 10 из 11 международно признанных преступлений против человечества. Они говорят, что многие из заключенных являются членами семей лиц, обвиняемых в политических правонарушениях. Такая форма коллективного наказания «классовых врагов» относится к 1950-м годам. Такие жертвы подлежат произвольному задержанию, пыткам, казням или пожизненному заключению. Сообщается, что сотни тысяч заключенных погибли в лагерях на протяжении многих лет, говорится в докладе. Среди сообщений о злоупотреблениях говорилось: голодающих заключенных регулярно казнят, когда их ловят ищущими еду в мусоре; по словам бывшей медсестры из Северной Кореи аборты выполняются путем инъекции моторного масла в матки беременных женщин; заключенных, которые пытаются убежать, расстреливают специальные подразделения. В лагерях по-прежнему совершаются преступления, и судьи заключают, что Ким Чен Ын, сотрудники Департамента государственной безопасности и тюремные стражи виновны в этих преступлениях. Судьи призывают международное сообщество начать разбирательство в Международном уголовном суде или специальном международном трибунале, с тем чтобы привлечь их к ответственности.
Несмотря на то, что международное давление на Северную Корею по поводу ее тяжелого положения в области прав человека обострилось после публикации доклада Организации Объединенных Наций в 2014 году, по-прежнему существует мало шансов обратиться в Междугородный уголовный суд. Китай и Россия, постоянные члены Совета безопасности с правом вето, выступают против этого.
На этой неделе глава Совета ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн сказал совету, что руководство Северной Кореи дает все меньше свободы в области прав человека, поскольку обострилась напряженность по поводу ее ядерных и ракетных испытаний, а «ужасные» условия содержания в тюрьмах стали более серьезными. Он сказал, что пять секретных политических лагерей служат «мощным инструментом контроля».
Представитель Северной Кореи в ООН решительно осудил заседание 11 декабря, назвав его «отчаянным актом враждебных сил, которые потеряли возможность вести политическую и военную конфронтацию с КНДР, которая открыто поднялась до позиции государства, обладающего ядерным оружием». Он назвал проблему прав человека в страна «несуществующей».