Студент ешивы, эвакуировавшейся с Украины, нашел убежище в немецком городе, откуда бежали его предки
После прихода Гитлера к власти в Германии нарастал антисемитизм, пишет журналист «Chabad.org» Мендель Супер.
Были приняты законы, ограничивающие еврейскую свободу, евреям запретили занимать государственные должности и ограничивали доступ в государственные школы и университеты. Актерам – евреям запрещалось выступать. В Саксонии евреям запретили шхиту, что усложняло их жизнь. Случаи насилия над евреями становились все более частыми и жестокими. В 1943 году в Дюссельдорфе Маркус Давид Вайс, член городской общины, получил жестокий удар по лицу от нацистских головорезов. Предчувствуя, что грядет что-то ужасное, Вайс увез свою семью в Подмандатную Палестину. Оказавшись в безопасности от нацистов, семья Вайсов росла.
Почти 90 лет спустя, когда начался крупнейший кризис с беженцами со времен Второй мировой войны, хабадская ешива в Днепре, Украина, эвакуировалась в Германию. Этот кризис напоминает ситуацию времен Первой мировой войны, когда под ложным предлогом того, что евреи, живущие вблизи границ России с Австрией, Польшей и Литвой, были немецкими коллаборационистами, царь Николай II изгнал их из их домов. Всего за 24 часа тысячи евреев были вынуждены бежать вглубь России. Многие остались в Днепре, тогда Екатеринославе, где рос Ребе — раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, светлой памяти. Его отец, раввин Леви-Ицхак Шнеерсон, служил главным раввином города и превратил свой дом в центр усилий по оказанию помощи. Ребе и его братья под руководством их матери, ребецн Ханы Шнеерсон, кормили усталых беженцев горячей едой. На ее 20-й йорцайт (годовщину ее кончины) 6 тишрея 1984 года Ребе в публичном выступлении вспомнил о неустанных усилиях своей матери. Отметив, что его мать была главой различных комитетов помощи в городе, Ребе вернулся в свое детство в начале 20-го века: «Я заметил нечто поразительное: я никогда прежде не видел такой страстной озабоченности, такой решимости бороться за правое дело, как днем, так и ночью. Ее преданность была настолько заметна, что, хотя я был больше озабочен хедером, чем домом, это запечатлелось в моей памяти на все дни моей жизни».
Если тогда беженцы бежали на восток, в Днепр, то сегодня еврейская община Днепра бежит на запад. После долгого путешествия студенты ешивы и их учителя воссоединились в Дюссельдорфе, где они были размещены в «Бейт-Хабаде» Дюссельдорфа, которым руководят раввин Хаим Баркан и его жена Двора. Пятнадцатилетний Мордехай Довид Шнеерсон, родители которого, раввин Шнеур и Рахель Шнеерсон, совместно руководят «Бейт-Хабадом» Ровно на Западной Украине, находится среди студентов в Дюссельдорфе. Он вернулся в родной город своего тезки, Маркуса Давида Вайса, дедушки его матери. Город, который когда-то гнушался его семьи, совершил поворот на 180 градусов.
23 марта мэр Дюссельдорфа Штефан Келлер в сопровождении доктора Бастиана Флеерманна, городского историка, активно изучающего еврейскую общину, посетил ешиву в изгнании. Баркан поблагодарил мэра за готовность города принять ешиву вместе со многими другими беженцами. Келлер представил Шнеерсону оригинальные документы из городских архивов, в которых подробно описывалась история его семьи. «Я все еще обдумываю то, что произошло», — рассказала «Chabad.org» из Лода, Израиль, бабушка Шнеерсона, Слава Рейниц, дочь Маркуса Давида Вайса. «Это очень эмоционально для меня. При жизни моего отца мы особо не изучали корни семьи, и большая часть этой информации — новость для меня». Например, говорит она, теперь она знает, что ее отец родился не в Дюссельдорфе, а в соседней деревне. «Знать больше о жизни моих дедушки и бабушки, в честь которых меня назвали, очень важно для меня».