Новости

Средневековые драгоценности, спрятанные евреями во время «Черной смерти», демонстрируются в нью-йоркском музее «Клойстерс»

3 ноября 2019, 12:00 искусство
Поделиться

Однажды во французском городе Кольмар группа рабочих, ремонтировавших кондитерскую на улице Жюиф, случайно наткнулась на тайник с драгоценностями и монетами, принадлежавшими еврейской семье, жившей в Средние века.

Когда в 1348 году бубонная чума пронеслась по Европе, еврейская семья в Кольмаре спрятала в стенах своего дома небольшой клад драгоценностей, в том числе кольца с гранатами, бирюзой и изумрудами. Этот клад стал известен как «Кольмарское сокровище» и теперь выставлен в музе «Клойстерс», филиале Метрополитен – музея искусств в Нью-Йорке, где собраны предметы времен Средневековья. Значение выставки, предоставленной музеем Клюни в Париже, не в ее размерах, а в том, как он представляет иудаизм в пространстве, обычно посвященном христианскому искусству и артефактам. Дизайн музея включает в себя детали пяти средневековых монастырей, а в галереях над и рядом с Сокровищем Кольмара выставлены распятия и гобелены христианской тематике, включая знаменитый гобелен «Дама с единорогом». Наряду с другими экспозициями выставка является напоминанием о еврейском художественном наследии, а также об опасностях, с которыми сталкивалось еврейское меньшинство тогда и сейчас.

«Я думаю, что сила этой экспозиции заключается в ее личной природе. Она считается сокровищем не из-за количества золота или размера драгоценных камней, а потому, что это неожиданное свидетельство жизни, прожитой и потерянной. Ее значимость объясняется ее личным измерением», – говорит доктор Барбара Дрейк Бём, старший куратор Департамента средневекового искусства имени Пола и Джилл Раддок в музее «Клойстерс».

Еврейское присутствие было впервые задокументировано в Кольмаре, городе входившем в состав Священной Римской империи, в 13 веке. Со временем община, занимавшаяся виноделием, построила синагогу, школу и микву, или ритуальную баню. Евреи владели собственностью, домами и предприятиями. Среди отмеченных в городе евреев были раввин, врач и несколько зажиточных торговцев. Община росла и начала процветать. По словам Бём, этот рост отражается на выставке. «Мы можем ясно видеть, что жизнь семьи улучшалась с годами. Просто посмотрите на кольца.

Одним из первых является серебряное позолоченное кольцо со стеклом вместо камня. Только позже появятся драгоценные камни. Это говорит о том, что семья была уверена в своем положении в городе», – сказала она. В течение десятилетий евреи жили рядом со своими христианскими соседями – до 1348 года, когда разразилась чума. Вскоре горожане по всему Рейну обвинили евреев в отравлении колодцев и, игнорируя просьбы папы о проявлении милосердия, сожгли своих еврейских сограждан. Предполагается, что семья, спрятавшая Сокровище Кольмара, также была убита. По оценкам историков, более половины еврейского населения Священной Римской империи погибло в период между 1348 и 1351 годами либо от чумы, либо от преследований. Через несколько лет все признаки еврейской общины были стерты; после резни еврейские активы были конфискованы. Тем не менее, эти драгоценные предметы, принадлежащие одной еврейской семье, имя которой остается неизвестным, позволяют заглянуть в жизнь средневековых евреев.

«Это не обычное сокровище. Слово подразумевает определенный «шик», явное бахвальство; сокровище Кольмара простенькое. «Сокровище» вызывает в воображении романтическое прошлое; сокровища Кольмара пронизано трагедией», – написала Элизабет Табюре-Делайе, директор Музея Клюни, в предисловии к каталогу выставки. Одним из выделяющихся экспонатов выставки является искусно выполненное церемониальное обручальное кольцо с надписью «Мазел тов», что на иврите означает «Поздравляю». Изготовленное из золота и эмали, оно напоминает о потерянном храме Соломона в Иерусалиме. Существует также кольцо из оникса с латинской надписью «avdi, vidi» или «я слышу, я вижу». Слова предполагают связь с еврейским суеверием, согласно которому оникс позволяет людям общаться со своими мертвыми близкими посредством снов.

Также на выставке представлен миниатюрный ключ из серебра. Обычно серебро считалось слишком мягким и слишком ценным, чтобы использовать его для чего-то столь функционального. Однако, так как ключ был серебряным, его можно было считать ювелирным изделием. По мере приближения шаббата хозяйка дома могла использовать серебряный ключ, чтобы закрыть другие ключи домашнего хозяйства в одной коробке, а затем носить его как подвеску, не нарушая ограничения шаббата в отношении ношения предметов вне дома. Кроме того, среди 384 серебряных монет, датируемых с 1180 по 1340-е годы, есть один золотой флорин. Богатые евреи должны были платить императору Священной Римской империи Карлу IV один золотой флорин в год.

Выставка, которая продлится до 12 января 2020 года, демонстрируется вместе с  соответствующими работами и артефактами из коллекции музея, Еврейской теологической семинарии, муниципальной библиотеки в Кольмаре и частных коллекций в Соединенных Штатах. Одним из таких артефактов является иллюстрированная еврейская Библия, предоставленная в аренду из Семейной коллекции редкостей иудаики Джея и Джини Шоттенштейнов. Эти артефакты создают контекст «Кольмарского сокровища». Это было сложно, потому что, как писал Табюре-Делайе, нелегко отдать должное культурному наследию средневекового еврейского населения в рамках выставки. Бем, медиевист, работающая в монастырях, поддерживает это мнение. «Можно легко упустить из виду жизненно важную роль, которую в то время играли еврейские общины в Европе. Эта выставка свидетельствует о жизни евреев, а не только об их смерти. Это позволяет их жизни быть должным образом помянутой», – сказала она.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции