Новости

Спустя год после нападения на синагогу в Йом-Кипур немецкие евреи по-прежнему обеспокоены

27 сентября 2020, 17:00 Германия
Поделиться

В то время как евреи всего мира собираются в воскресенье вечером, чтобы отметить начало Йом-Кипура, многие в Германии по-прежнему беспокоятся о том, чтобы пойти вместе помолиться, через год после того, как белый супремасист атаковал синагогу в восточногерманском городе Галле в самый священный день в иудаизме.

Если нападавшему, вооруженному несколькими видами огнестрельного оружия и взрывчатыми веществами, удалось бы проникнуть в здание, неизвестно, сколько из 52 верующих внутри могло быть убито. Как бы то ни было, он обратил свое внимание на людей снаружи, убив прохожую и мужчину-посетителя кебабной, прежде чем его задержали. С тех пор меры безопасности в еврейских учреждениях по всей стране были усилены, но многие задаются вопросом, достаточно ли этого на фоне сообщений об усилении антисемитизма и теракта в Галле, которые все еще свежи в их памяти.

Наоми Хенкель-Гембель была внутри здания в тот день год назад и не сразу поняла, что происходит, когда она услышала громкий хлопок снаружи. Вместе с другими молодыми евреями из Берлина 29-летняя женщина отправился в город на востоке Германии, чтобы отметить Йом-Кипур, который выпал на 9 октября 2019 года, вместе с небольшой стареющей местной общиной. Она до сих пор живо помнит сцену, когда 28-летний немецкий правый экстремист попытался ворваться в синагогу, стреляя в тяжелую дверь в безуспешной попытке заставить ее открыться, а затем бросил взрывчатку через стену на кладбище внутри комплекса, ведя прямую трансляцию нападения.

«Когда я услышала второй взрыв и увидела вспышку света за окном, я поняла, что это был антисемитский инцидент», – говорит Хенкель-Гембель. «Тем не менее, я не осознавала масштабов того, что происходило за пределами синагоги – я бы никогда не подумала, что кто-то бросит взрывные устройства в синагогу и соседнее кладбище».

Подозреваемого в нападении Штефана Баллиета в настоящее время судят по обвинению в убийствах за пределами синагоги. Он объяснил суду свою мотивацию следующим образом: «Евреи являются главной причиной геноцида белых и хотят установить новый мировой порядок». Это нападение, одно из самых жестоких и явных антисемитских актов в послевоенной истории, вызвало шок в Германии, которая считает защиту своего еврейского меньшинства, составляющего около 200000 человек, своей особой ответственностью после нацистского геноцида 6 миллионов евреев. Хотя многие еврейские учреждения пользуются защитой – особенно в дни еврейских праздников – в синагоге Галле ее не было.

Сейчас предпринимаются шаги по обеспечению более масштабных мер безопасности, говорит Йозеф Шустер, президент Центрального совета евреев Германии. «Но после этого дня количество сотрудников службы безопасности перед синагогами и другими еврейскими учреждениями было увеличено, и так оно и осталось». С тех пор, рассказал Шустер, государственные власти разработали новые меры безопасности для еврейских молельных домов, и все 16 немецких земель предоставили различную финансовую поддержку, чтобы потратить ее на повышение безопасности.

Бавария, например, выделила 8 миллионов евро (9,37 миллиона долларов) своим еврейским общинам, а Саксония-Анхальт, где находится Галле, выделила около 2,4 миллиона евро в течение 2020-2021 годов на помощь в обеспечении большей безопасности еврейских объектов. Ранее в этом месяце федеральное правительство заявило, что также выделит 22 миллиона евро на повышение безопасности. Тем не менее заместитель главы Федерального управления уголовной полиции Германии Юрген Петер недавно признал, что «защита еврейских учреждений лучше, чем в прошлом году, но она недостаточно хороша по всей стране». «В целом, мы не можем быть удовлетворены нынешним положением», – подчеркнул Петер, добавив, что в 2019 году в Германии в среднем регистрировалось более пяти антисемитских инцидентов в день. Они включали в себя физические нападения, порчу имущества, угрозы, антисемитскую пропаганду и другие акты злонамеренного поведения, такие как нацистский салют в виде вскинутой вверх прямой руки.

Ронен Стейнке, журналист-расследователь газеты «Sueddeutsche Zeitung», глубоко изучил этот вопрос после нападения в Галле и обнаружил, что слишком часто евреям приходится самим предотвращать возможные нападения. В своей книге «Террор против евреев», опубликованной ранее в этом году после того, как он посетил более 20 еврейских общин по всей стране, Стейнке обнаружил, что, хотя власти помогают проводить оценки ситуации с безопасностью, общинам часто приходится самим выполнять предложения чиновников. В частности, небольшие общины борются и часто не получают достаточно средств, «потому что у них проблемы с бюрократией или потому, что они не могут договориться с государством об общей линии», – говорит Стейнке.

«Предотвращение опасностей — это задача государства, а не работа тех, кому угрожает опасность», – замечает Стейнке, который сам является немецким евреем. По его словам, даже если безопасность можно улучшить, это не означает, что немецким властям больше нечего делать. «Это противоестественное осадное положение, при котором человек может ходить в школу или на религиозную службу, только если за ним наблюдают люди с пистолетами», – говорит Стейнке. Для Наоми Хенкель-Гембель это был год душевных поисков после Галле. «Это событие оставило глубокий след не только для тех, кто сразу пострадал, но и для евреев Германии в целом», – заметила Хенкель-Гембель, которая в настоящее время учится в Берлине, чтобы стать раввином.

Внучка переживших Холокост, Хенкель-Гембель выросла в Мюнхене, а после окончания средней школы переехала в Израиль в поисках еврейской родины. Сегодня она делит свое время между обеими странами. После Галле, по ее словам, она и другие, кто был на богослужении в Йом-Кипур, задавались вопросом, является ли Германия тем местом, где они хотят строить свою будущую жизнь как евреи. Сама Хенкель-Гембель заявила, что решила остаться, и даже присоединилась к суду над напавшим в Галле в качестве соистца, как это разрешено законодательством Германии. «Вопрос заключается в том, чтобы уйти и уступить место нападающему и его пособникам или же противостоять им», – говорит она.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции