Советник президента Польши говорит, что Израиль хочет «монополии на Холокост»
Советник президента Польши сказал, что считает негативную реакцию Израиля на закон, криминализирующий некоторые заявления о действиях Польши во время Второй мировой войны, вызванным «чувством стыда за пассивность евреев во время Холокоста».
Анджей Зыбертович, профессор социологии Университета Николая Коперника, который также служит советником президента, назвал оппозицию Израиля новому закону «антипольской» и сказал, что это показывает, что страна Ближнего Востока «явно борется за сохранение монополии на Холокост». «Многие евреи занимались доносительством и коллаборационизмом во время войны. Я думаю, что Израиль до сих пор не справился с этим», – сказал Зыбертович в интервью, опубликованном в газете Polska-The Times 9 февраля.
Зыбертович был недоступен для комментариев. Польские публичные должностные лица, как правило, имеют возможность пересмотреть свои заявления, прежде чем они будут опубликованы. Зыбертович дал в твиттере ссылку на статью. Его замечания следуют за открытыми выражениями антисемитизма, которые появились в интернете и в некоторых контролируемых правительством средствах массовой информации, когда израильские должностные лица возражали против законопроекта о форме закона, который запрещает публичные заявления, которые ложно и преднамеренно приписывают полякам нацистские преступления оккупированной Германией Польше.
Евреи описывались, часто насмешливо, как пассивные во время подъема нацизма и Холокоста. Основные акты сопротивления противоречат этому клише, в первую очередь Варшавское восстание 1943 года. Меньшие восстания произошли в лагерях смерти, в том числе в Собиборе и Треблинке, где голодные, заключенные без оружия, сталкивались с вооруженными немецкими охранниками. В Израиле, где живут исследователи Холокоста и семьи выживших с корнями в Польше, некоторые опасаются, что закон позволит правительству обелить роль некоторых отдельных поляков в гибели евреев в оккупированной стране. Закон допускает тюремное заключение сроком до трех лет.
Президент Польши Анджей Дуда и другие правительственные чиновники заявили, что это необходимо, потому что поляки иногда изображаются в качестве соавторов или соучастников нацистского геноцида. В качестве примера они приводят выражение «польские лагеря смерти» как сокращенное обозначение концентрационных лагерей и газовых камер на оккупированной Германией земле. Канцлер Германии Ангела Меркель сказала 10 февраля, что она не будет противодействовать или вмешиваться в закон Польши, потому что «как немцы, мы несем ответственность за то, что произошло во время Холокоста». Меркель сказала в своем еженедельном подкасте, что бремя ответственности Германии за Холокоста — это то, что признает и чем должно заниматься немецкое правительство.
Дуда подписал закон 6 февраля. Но уступая критикам, он также попросил конституционный суд страны рассмотреть его. Польское правительство отправилось в изгнание за границу, когда немецкие войска захватили власть, а его подпольная армия сопротивлялась нацистам. Поляки составляли самую большую группу жертв в нацистских лагерях. Были, однако, случаи, когда поляки, выдавали евреев немцам или убивали их напрямую. «В этом споре можно видеть, что Израиль борется за сохранение монополии на Холокост», – сказал в интервью президентский советник Зибертович. «Религия» Холокоста стала символическим щитом для этой страны, которая используется Израилем для создания себя особой позиции в различных местах мира. Щитом, предназначенным для защиты Израиля от любой критики».