Новости

Состоялась премьера хоровой пьесы, вдохновленной колыбельными на идиш

23 апреля 2023, 09:00 Музыка
Поделиться

Недавно в Ванкувере, Канада, состоялась мировая премьера новой хоровой пьесы, основанной на традиционных колыбельных на идиш, пишут журналистки «The Forward» Джули Марц и Эллен Сильверман.

Ее шведско-еврейский автор, композитор Якоб Мюльрад — восходящая звезда в международном сообществе классической музыки. Произведение «Ай ли-лу (где-то в бесконечности)» было исполнено Камерным хором Ванкувера 2 апреля. Им дирижировал художественный руководитель Карл Турунен в рамках концерта «Весна». После Ванкувера премьера пьесы состоится в Сингапуре; Претория, Южная Африка, и в городах Вааса и Хельсинки в Финляндии. Фраза «ай ли лу» или «лю-лю» часто встречается в колыбельных на идише. Успокаивающий звук этих слогов может помочь успокоить плачущего ребенка, как это делает «hush-a-bye» в английском языке.

Многие колыбельные на идиш включают эту фразу. Шолом-Алейхем использовал ее в песне «Шлоф майн добрый, майн трейст майн шейнер» («Спи, дитя мое, единственное утешение»). Вы также слышите это в «S’Dremlen Feygl af di Tsvaygn» («Птицы дремлют на ветвях»), Лейба Ямпольского. Композиция Мюльрада представляет собой творческое взаимодействие между его интерпретацией идишской колыбельной и пением первых чисел бесконечного математического отношения Пи. Как выразился композитор: «Невероятно делать этот проект совместно с четырьмя выдающимися хорами на четырех континентах. Во времена глобальной дезинтеграции возможность сделать по-настоящему международный материал о чем-то, что выходит за все границы, кажется не только захватывающей, но и важной». Музыка начинается с колыбельной, которую поет сопрано, как мать поет своему ребенку. Ее припев создает неземную композицию, которая вызывает цикличность, соответствующую значению числа Пи. Сопровождающий материал сочетает в себе сложные джазовые аккорды с традиционными классическими гармониями, по мере того как музыка мерцает и затихает. Ближе к концу пьесы басы удерживают нажатую педаль, в то время как звуковые волны исходят от сопрано. Вход колоколов в заключение придает музыке трансцендентное качество. Это почти как если бы младенец общался со вселенной, из которой он пришел и в которую он в конечном итоге вернется. Другими словами, в произведении есть элементы мистического, преобразующего опыта.

Вокальными солистками были Киёми Хори и Эмили М. Ченг, сопрано; Фабиана Кац и Мария Голас, альты, и Эрик Шваржофф, тенор. Путь Мюльрада в музыку начался в детстве в синагоге, когда он впервые услышал пение кантора. Он заявил, что этот музыкальный опыт на самом деле окрасил его жизнь и сохраняется в его композициях сегодня. Его произведение «Каддиш» — дань уважения его деду, пережившему Аушвиц. Первоначальные планы Мюльрада поступить в ешиву рухнули, когда в возрасте 15 лет он нашел старый синтезатор. Его отец отремонтировал его, и Мюльрад научился играть на пианино и сочинять на нем. «У меня еврейское происхождение, и быть евреем — большая часть моей идентичности», — заметил Мюльрад в интервью 2015 года. «Я был самым религиозным членом моей семьи, и у меня была очень сильная вера в Б-га. Эта вера никогда не подвергалась сомнению, пока я не нашел музыку. Как будто музыка перекликалась с моей верой в Б-га. Очевидно, была какая-то пустота, которую я чувствовал, что нужно заполнить, и если это были религия и духовность в дни моей молодости, то теперь это музыка и искусство».

Многие из его работ имеют еврейские названия и темы. Среди них «Аним Земирот» (2012) — ныне эталон в репертуаре многих выдающихся европейских хоров. Он также написал произведения «Нигун» (2014 г.), «Цура» (2016 г.), «Тихая молитва» (2016 г.), «Шева» (2017 г.) и «Тефила» (2020 г.). Для своей пьесы «Каддиш» (2017) он написал слова и музыку для воображаемого диалога между собой и своим покойным дедом, Михаэлем Блиманом, пережившим Аушвиц и Берген-Бельзен.

Смесь классики, рока и электронной музыки

Творчество Мюльрада характеризуется замечательной многогранностью и уникальными заимствованиями из модернистских и классических музыкальных стилей. Он часто смешивает элементы поп-музыки, рока и электронной музыки. Его дебютный альбом «Time» («Deutsche Grammophon», 2021) получил пятизвездочный обзор журнала BBC. Премьеры его произведений состоялись в Карнеги-холле, Норвежской опере и Бамберг-холле в Германии. Он также сотрудничал с международными исполнителями классической музыки, включая кларнетиста Мартина Фроста, композитора Ольгу Нойвирт и дирижера Пабло Хераса-Касадо. В 2019 году он начал многолетнее сотрудничество с Королевским Стокгольмским филармоническим оркестром. Три года спустя он спродюсировал альбом к фильму «Сожги все мои письма». Теперь он планирует выпускать новый фортепианный сингл каждый месяц в период с марта по июнь 2023 года.

В неклассическом мире он работал с супергруппой хаус-музыки «Swedish House Mafia» над воспроизведением их хита 2010 года «One (Your Name)». Он сотрудничал с реп – исполнительницей Сильваной Имам. Он даже работал с визуальным художником Александром Уэссели над видеоматериалом «Циклические движения» для компании по переработке текстиля «Renewcell». «Ай ли-лу (где-то в бесконечности)» предлагает нам удивительное окно в творчество Мюльрада. Можно предвидеть блестящее будущее для этого 31-летнего композитора и с нетерпением ждать от него еще многих лет захватывающей музыки.

 

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции