Слонимская синагога — год спустя
Слонимская синагога разваливается в самом центре города, пишет журналистка «Onliner.by» Анассия Данилович.
Лет 20 или 30 она принадлежала государству — сначала ЖЭСу, потом местному райисполкому. Но в конце 2020-го ее приобрела на аукционе писательница Илона Караваева (в творческих кругах она известна под псевдонимом Иоанна Ривз). Не смогла смотреть на то, в каком ужасном синагога состоянии, и решила своими силами восстановить, для чего даже продала собственную квартиру. Правда, эти самые силы не рассчитала. И теперь не знает, сможет ли за оставшиеся 4 года осуществить реконструкцию, на которую, по мнению специалистов, требуются десятилетия.
На объявление о продаже синагоги в Гродненской области Илона, по ее словам, наткнулась совершенно случайно, и заинтересовалась, решила «поучаствовать в аукционе и спасти этот памятник истории». Чтобы позволить себе такую дорогостоящую покупку, писательница была вынуждена продать одну из своих квартир в Минске: необходимой суммы на руках у нее на тот момент не было. О своем решении поменять недвижимость в столице на синагогу в райцентре она не жалеет до сих пор, хотя и смотрит на авантюру, в которую ввязалась, уже с меньшим очарованием и воодушевлением. «До аукциона я ни разу не посещала это место. Доверилась описанию, в котором никто не указал, что здание находится в аварийном состоянии. Когда впервые зашла внутрь, просто оторопела. Конечно, я ожидала, что от росписей ничего не осталось… Но никак не готова была увидеть жуткие дыры в потолке, трещины и проломы в стенах, из которых вываливаются кирпичи…» – отметила Караваева.
На первый взгляд, проблемные участки требовали незамедлительных решений. Но чтобы реставрационные работы стартовали, надо провести серьезные исследования, подготовить проектную документацию и согласовать ее с Министерством культуры… Все-таки историко-культурная ценность. На все это нужно время и деньги. По словам Илоны, один только проект реконструкции обойдется в 50000-100000 долларов. Сам же процесс может потребовать миллионов долларов. «Такие суммы я себе и представить не могла, пока не стала вникать во все нюансы. Даже для бизнесмена это дорого, а для творческого человека — артиста, музыканта, писателя — это какие-то заоблачные деньги», – подчеркивает она.
Благодаря стараниям и личным средствам белоруски обследование сооружения все-таки началось. Однако и тут не обошлось без трудностей. «Стены синагоги примыкают к парковке и рынку. Отступ от ларьков — всего в две ладошки. Поэтому доступа к зданию с двух сторон практически нет. Это препятствует его изучению. Как в будущем устанавливать там строительные леса, как формировать заезд для строительной техники, тоже неясно. Конечно, с продавцами можно как-то решить вопрос, но наверняка придется оплачивать какие-то издержки по переносу торговых точек, компенсировать упущенную прибыль… Я слышала, что у исполкома назрел план по перестройке исторического центра Слонима — может, тогда и парковку с рынком реорганизуют… Но я боюсь, что это далекие перспективы», – рассказала Караваева.
Пока же она разбирается с налогом на землю (оказалось, что для того, чтобы платить повышенный налог, надо быть внесенным в особый перечень), оплачивает покос травы, ремонт окружающего синагогу забора. Столкнувшись со всеми этими трудностями, писательница не растеряла оптимизм и надеется, что ей все-таки удастся восстановить синагогу, чтобы его смогли увидеть будущие поколения. Но собственных сбережений ей на это явно не хватит. «Именно поэтому я отодвинула свою писательскую деятельность на второй план, стала работать по 8—12 часов в сутки на благо синагоги. Исследовала ее архитектуру и историю, чтобы выступать на различных конференциях и тем самым привлечь к ней внимание. А еще создала благотворительный фонд «Спасая наследие», с помощью которого собираю деньги на реконструкцию. Я с самого детства мечтала основать нечто подобное. С тех самых пор, когда во время учебы в лицее услышала о фонде Джорджа Сороса. В СССР всего этого не было, а потому такие проекты казались чем-то невероятным. К сожалению, за все это время я получила не так много пожертвований. Наверное, белорусам проще отдавать деньги на лечение ребенка, чем на реставрацию старинного сооружения…» – отметила она.
По словам Караваевой она искала поддержку и у еврейских общин — в Беларуси и за рубежом, «но заинтересованности не заметила». Подавалась на международные гранты, государственные программы, писала различным коммерческим компаниям — пока тоже безуспешно. «На меня возложена огромная ответственность, о которой я и не подозревала, когда подписывала акт купли-продажи. Мне отведено на восстановление синагоги всего 5 лет — это ничтожно мало. Храм Христа Спасителя в Москве реставрировали около 40 лет, мелкие церквушки в Польше тоже ремонтируют по 40—50 лет. И самое обидное то, что даже проект реконструкции, который я хочу доделать, будет действителен всего лишь 2 года. В случае моей неудачи новому собственнику придется готовить его заново. И тогда абсолютно все будет зря», – замечает она.
Караваева хотела бы видеть в обновленном здании музей, рассказывающий об истории Слонима, синагоге, Холокосте и культурный центр, в котором можно проводить выставки, концерты классической музыки. «Слоним — маленький город. Здесь живет всего 50 000 человек, и даже по выходным центр пустует, как только закрывается рынок. Но если получится добавить его в какие-то туристические маршруты, возможно, что-то изменится», – заключила она.
Справка: Слонимскую синагогу построили в 1642 году в стиле барокко. Еврейская община здесь в то время насчитывала около 1000 человек. По некоторым данным, постройка входила в десятку самых значимых еврейских молитвенных домов в Восточной Европе. Все четыре стены здания были усеяны росписями, воспроизводившими сцены из Библии, — такое редко встречается в подобных религиозных сооружениях. В советский период здание использовалось как склад мебельной фабрики. В пристройках располагались магазины. С 1990-х годов синагога была заброшена и медленно, но верно дряхлела.