Скончался Бернар Морис Леви
Девятнадцатилетний Бернар Леви попал в концентрационный лагерь Берген-Бельзен в 1945 году в качестве британского солдата и был одним из последних живых освободителей лагеря смерти, пишет журналист «Jewish Chronicle» Ховард Паркер.
В свои последние годы он рассказал свою историю через уникальную призму того, что он был британским солдатом и евреем. Леви, который умер в возрасте 96 лет, провел два года в Целле, недалеко от Берген-Бельзена, в качестве чиновника военных властей, стремившихся восстановить нормальную жизнь в опустошенной послевоенной Германии. Он видел груды мертвых тел, но также наблюдал, как выжившие снова становились сильными, как рождались дети, праздновались бар-мицвы и свадьбы, и его народ возвращался к жизни. Он поддерживал попытки помочь евреям переехать в Палестину после окончания войны. Его семья подозревает, что он был более причастен к тайной деятельности Еврейской бригады, связанной с подозрительным исчезновением армейского грузовика, чем он хотел бы признать.
Какое-то время он думал о переезде в Израиль с Дорин, урожденной Гольдштейн, его женой в течение 72 лет. Будучи солдатом, он отвечал за проверку военнослужащих немецкой армии, которых обвинили в причастности к военным преступлениям, отправляя некоторых из них обратно в свои дома и семьи, а других – сталкиваться с последствиями их преступлений против человечности на люнебургских процессах, на которых он присутствовал в качестве писца. Он незабываемо описывал, как наблюдал за грузовиком с нацистскими лагерными охранниками, которых везли на казнь.
Как и многие свидетели ужасов, с которыми он столкнулся при входе в лагеря, он предпочитал не говорить о том, что он видел, до конца жизни, когда случайная встреча с местным историком привела к его возвращению в Берген-Бельзен, где он дал интервью телеведущей Наташе Каплинской. Их программа, посвященная освобождению, транслировалась в ноябре 2015 года, и он также дал интервью для «Radio 5 Live» BBC. При Дэвиде Кэмероне его пригласили принять участие в Мемориальном фонде Холокоста в Великобритании, а во время второго визита в Бельзен он и Дорин были представлены королеве, когда она совершила свой первый визит в концентрационный лагерь в июне 2015 года на 70-ю годовщину его освобождения.
Ранее Леви принял участие в документальном фильме ITV о Холокосте, представленном Джонатаном Димблби в 2020 году. Вернувшись в свой родной город Халл после службы в армии, он присоединился к универмагу своего отца, компании «Northern Clothing Company». Семейный фольклор повествует, что однажды прибыла партия мужских костюмов, в которых по ошибке оказалась одежда очень больших размеров. Вместо того чтобы отправить их обратно поставщику, он разместил объявление в «Daily Express», и они почти сразу же были раскуплены. Узнав о существовании рынка одежды больших размеров, он вскоре открыл магазин и службу доставки по почте мужской одежды «негабаритных размеров». Объединившись с некоторыми друзьями из своих армейских дней, когда он находился в Нидерландах, он открыл магазин в Роттердаме, и компания стала очень успешной как в Великобритании, так и в Нидерландах, позже изменив свое название и став известной сетью магазинов «High and Mighty». В конце концов он открыл более 40 магазинов в Великобритании, Голландии, Германии, Бельгии и США, прежде чем компания была продана после его выхода на пенсию в 1990-х годах. «High and Mighty была известна, несмотря на миниатюрный рост своего основателя 162,5 сантиметра, своим новаторским видением создания привлекательной модной одежды для крупных и высоких мужчин в то время, когда их редко хорошо обслуживали.
Всегда неутомимый солдат, Бернард любил путешествовать. Его дочь Джуд, впоследствии сама ставшая генеральным директором «High and Mighty», вспоминала как в 1970-х они всей семьей ездили в Ленинград на желтой «Toyota», где привлекли к себе чрезмерный интерес со стороны пограничников и вызвали слежку со стороны КГБ. В последние годы жизни он и Дорин много путешествовали, часто в Испанию, где у них была квартира на побережье Коста-Бланка. В последние годы его не остановила растущая зависимость от физической помощи в аэропортах. Его желание снова поехать за границу, не покидало его даже когда он был слишком болен. Бернар был добрым, мягким человеком с великодушным отношением к сотрудникам, многие из которых верно работали на него в течение многих лет. У него остались Дорин, их дочери Рут и Джудит, зять Ховард, внуки Лара, Холли, Сильвер, Пабло, Брейв и Миракл, а также четверо правнуков.