Новости

Швейцарский музей демонстрирует скандальную коллекцию произведений искусства нацистской эпохи

10 ноября 2023, 15:30 искусство
Поделиться

У ведущего швейцарского музея возникли проблемы с демонстрацией коллекции произведений искусства, приобретенной при сомнительных обстоятельствах во время Второй мировой войны, сообщает AFP.

Некоторые говорят, что его попытка поместить ее «в контекст» не уделяет достаточного внимания судьбе бывших владельцев – евреев. Уже давно существуют подозрения относительно происхождения в нацистскую эпоху одной из самых престижных частных коллекций произведений искусства в Европе, приобретенной торговцем оружием Эмилем Бурле, который заработал состояние во время войны.

Промышленник немецкого происхождения стал натурализованным гражданином Швейцарии в 1937 году и умер в 1956 году, собрав около 600 произведений искусства, включая шедевры Сезанна, Дега, Мане, Моне, Ренуара, Рембрандта, Пикассо и Ван Гога. Некоторые из них ранее были изъяты у владельцев – евреев или проданы по дешевке и в спешке, поскольку их владельцы бежали от нацистов.

Кунстхаус Цюриха подвергся критике в 2021 году, когда открыл новое здание, в котором разместится около 170 произведений из коллекции. Новая выставка музея «Будущее за прошлое. Коллекция Бурле: искусство, контекст, война и конфликт» пытается расширить фокус и изучить то, что случилось с коллекционерами – евреями. Но некоторые говорят, что он зашел недостаточно далеко: в начале этого года хакеры атаковали его сайт, заклеймив Бурле как «сочувствующего нацистам». Еще до открытия выставки 3 ноября консультативный комитет внешних экспертов покинул выставку в знак протеста против небольшого места, предоставленного бывшим владельцам картин – евреям.

«Несмотря на наши неоднократные рекомендации предоставить необходимое место для описания судеб коллекционеров, которые подвергались преследованиям, грабежам и убийствам, им посвящается лишь небольшая часть», — сообщила швейцарской ежедневной газете «Le Temps» анонимный член комитета. Учитывая, что «Эмиль Бурле воспользовался историческим контекстом при составлении своей коллекции, проблематично создать впечатление, что жертвы (нацистов) маргинализируются», добавила она. «Мы осознаем тот факт, что эта коллекция вызывает множество дискуссий, и мы чувствовали, что нам нужно показать работы, но также и в контексте», – заявила AFP директор музея Энн Демистер.

Фонд Бурле, которому принадлежит коллекция, признал, что 13 картин, купленные торговцем оружием во время войны, были изъяты нацистами у евреев во Франции. По данным фонда, после судебных разбирательств в конце 1940-х годов Бурле вернул все 13 произведений их законным владельцам, а затем выкупил девять из них. «Сами произведения искусства невиноваты», – заметила Демистер, – «но они являются свидетельством этой ужасной истории». По ее словам, цель новой выставки — «рассмотреть исторические проблемы, а также сделать так, чтобы произведения искусства все еще были видны и не исчезли из поля зрения».

Коллекция долгое время хранилась в частном музее на окраине Цюриха, пока четыре шедевра не были украдены в результате одной из крупнейших в мире краж произведений искусства в 2008 году. Хотя две работы были найдены, картина Сезанна стоимостью около 110 миллионов долларов и картина Дега до сих пор не найдены.

Кунстхаус поручил экспертам проследить провенанс некоторых работ для новой выставки. «Мы думали, что важно открыто решать проблемные вопросы, которые обсуждались в средствах массовой информации… но никогда здесь, в нашем доме», — рассказала Демистер. Одним из экспонатов является шедевр Ренуара 1880 года «Портрет Ирен Каэн д’Анверс», который был конфискован нацистами и позже возвращен Бурле его владельцам – евреям, которые затем продали его обратно. Помимо пояснительных текстов к произведениям, о которых известно, что они были изъяты, музей добавил видеоролик, в котором эксперты и историки обсуждают провенанс произведений, а также спрашивают у посетителей их мнение. «Мы не любим споры, но нам нравятся дискуссии», — заявила Демистер. «Музей — это убежище для прекрасных изображений, но это также… площадка, где происходят разговоры», — заметила она.

В Кунстхаусе заявили, что «сожалеют» о разногласиях с экспертами по поводу организации выставки, но призвали к продолжению «драгоценных и интересных» дебатов.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции